Б.С.Житкова для детей.
Тема: Многообразие тем и жанров произведений
ЦЕЛИ: 1) Познакомить с творчеством Б.С. Житкова, с различным многообразием жанров у данного писателя;
2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе, умений выделять главное и второстепенное значе
ние произведений;
3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.
ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет и книги писателя, иллюстративный материал.
(1882-1938)
1.д/з
1.Чтение наизусть (об авторе)
2. Об ложка и отзыв на стихотворение
П. Основная часть
1.0 Житкове
2.Большой педагогический талант Б.Житкова глубоко раскрылся в его литературной деятельности. Первые рассказы писателя для детей появились в 1924 году. Всего он написал более 100 произведений для маленьких читателей. В числе их -научно-познавательные рассказы и повести, детская энциклопедия, а такжет о смелых, отважных людях, о их мужественной борьбе с морской стихией. Он умел «описывать хорошо сбитым, народным в своей основе словом саму фактуру реальности...» - отмечала М.О.Чудакова. Творчество Житкова имеет большое значение для утверждения и развития в нашей детской литературе различных жанров научно-художественной книги. Он хорошо знал русский язык - тонко чувствовал его богатые возможности. Своими произведениями он воспитывал чувство языка у детей-читателей.
Произведения Житкова отличает необычайная широта тематики - сборник рассказов «Морские истории», рассказы о животных, о смелых людях. Он сделал первую в мире энциклопедию для самых маленьких - «Что я видел», написал много статей и заметок о ДЛ, которые были значительным вкладом в ее теорию и критику.
Герои многих рассказов, воплощающие нравственный идеал писателя, -обыкновенные люди и одновременно герои. Они думают и заботятся не о себе, а о других, с кем связаны дружбой или кому надо помочь. Отрицательные персонажи многих рассказов Житкова откровенны жадны и подлы. Сатира и гротеск (тип художественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, создает аномальный мир, неестественный, странный) дают возможность автору выразить всю силу своей ненависти и презрения к этим людям. Пейзаж, обстановка, детали -все служит стремлению автора показать победу человека над скаредностью, трусостью, подлостью. В одних рассказах пейзаж подчеркивает драматизм обстановки, в других он дан по принципу контраста с тем что должно произойти.
Житков очень любил животных и с особым удовольствием рассказывал о них детям. Тонкий наблюдатель, он умел отдельными штрихами показать особенности характера и повадок самых различных животных: беспризорной кошки, прирученного волка, обезьян, леопарда, мангуста, слона. Из рассказов ребенок узнает очень многое о внешнем виде животного, его свойствах, повадках. Также в центре внимания писателя остаются эстетические проблемы. От человека зависит, будет ли животное его другом или врагом.
Во многих рассказах Житков создает образы детей - сверстников читателей. Основное внимание писатель сосредотачивает на раскрытии внутренних конфликтов, на борьбе героев за свои человеческие права.
Б.С.Житков по праву считается одним из зачинателей советской научно-познавательной и научно-художественной литературы для детей. Разносторонние знания писателя, опыт «бывалого» человека помогли ему создать произведения о науке и технике.
«Что я видел» - герой - настоящий, живой, непосредственный мальчик, со своим характером, поступками, капризами. Рассказ ведется от имен 4-летнего Алеши, вводя в его словарный запас в ходе его путешествия незнакомые ему понятия, слова и выражения. Эта книга имеет свой подтекст - только взрослые почувствуют все своеобразие детской речи, поймут причины противопоставления образов матери и бабушки - этих наиболее ярких типичных человеческих характеров, представляющих собой разные методы семейного воспитания. Взрослым предназначены и советы, как читать эту книгу детям, чтобы не перенасытить их новыми сведениями, а постепенно и осторожно расширить их знания о мире и людях.
Ш.Д/з
1.Пересказ, анализ циклов о животных, технике, «Морские истории», «О смелых людях».
2.0собенности построения и значение книги-энциклопедии для маленьких «Что я видел».
Б.С. Житков опубликовал свои первые рассказы для детей в 1924 году. К этому времени у него за плечами был большой жизненный путь, полный упорного и увлекательного труда по освоению многих наук и профессий.
Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлеченность делом.
Незадолго до смерти - в 1937-м - он пишет статью по названием «Храбрость». В ней писатель опирается на примеры из собственной жизни, и достоверность рассказанного придает особую убедительность выводу: именно трусость - источник всяческой подлости. А храбрый человек - не тот, кто совершает смелый поступок из тщеславия или боясь прослыть трусом, а тот, что знает, ради чего он идет на подвиг, преодолевая естественный страх.
Уже в первом рассказе «Шквал» (1924, другое название «На воде») писатель рисует мужественного человека, спасшего экипаж парусника. Рассказ этот открывает книгу Житкова «Морские истории» (1925). В каждом его произведении - пример человеческой смелости, преодоления страха, бескорыстной помощи, благодарного поступка («Погибель», «Механик Салерно»).
Рассказы первых сборников - «Злое море» (1924) и «Морские истории"-вводят читателя в мир, с которым автор хорошо знаком. Помимо жизненной достоверности они захватывают острым драматизмом, увлекательными сюжетами.
Много внимания уделял Житков научно-познавательной литературе для детей. Он написал немало книг и очерков по истории науки и технике. В журнале «Воробей» писатель вел отделы «Как люди работают», «Бродячий фотограф», «Мастеровой». Эти публикации вошли в состав первых его познавательных книг: «Сквозь дым и пламя» (1926), «Кино в коробке» (1927), «Телеграмма» (1927). Из них дети узнали о том, как трудятся люди разных профессий, как самому смастерить ту или иную вещь. Житков рассказывал, что такое телеграф, радио, электричество.
Большинство своих познавательных книг писатель создавал для детей младшего возраста. Его все больше захватывала идея написать произведение энциклопедического характера для совсем маленьких читателей - от 3 до 6 лет. В результате в 1939 году, посмертно, появилась знаменитая книга «Что я видел? Рассказы о вещах» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Тонкий знаток детской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего вести рассказ от лица сверстника читателя. 4-летний Алеша, названный «Почемучкой», не просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вещах и событиях. Благодаря этому огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник.
Житков создал для детей младшего возраста еще несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» (1939) и «Рассказы о животных» (1935). В первом сборнике писатель преследует ту же цель, что и в произведениях о морских приключениях: он испытывает нравственность и мужество своих героев перед лицом опасности (Метель, Как я ловил человечков)
Изображенное писателем животное во втором сборнике всегда хорошо запоминается, так как наделено индивидуальными чертами, отражающими его видовые признаки (Про волка, Про слона, Мангуста и др.).
Исследователи творчества Житкова отмечают близость его рассказов о животных к произведениям о них Льва Толстого: здесь то же уважение к живому существу, реализм и доброта.