Формы общественных расходов

Общественные расходы могут осуществляться в формах финансиро­вания эксплуатационных расходов организаций общественного сек­тора, закупок товаров или услуг, субсидирования предприятий и орга­низаций, поставляющих продукцию на рынок, а также денежных выплат и натуральных выдач лицам, охваченным программами со­циальной помощи и страхования. Перечисленные формы зачастую выступают в качестве взаимозаменяемых либо, сочетаясь, дополняют друг друга.

Например, программа помощи инвалидам может предусматривать различные по характеру ассигнования. Это, во-первых, средства, направляемые на содержание домов инвалидов, имеющих статус государственных учреждений и финансируемых исходя из нормативов затрат либо в порядке возмещения фактических расходов. Во-вторых, это ассигнования на закупку протезов, медикаментов, транспорта и, быть может, также услуг частных домов инвалидов и т.п. Когда речь идет о закупках, средства ассигнуются в увязке не с элементами за­трат, а с рыночной ценой той продукции, которую предполагается при­обрести. В-третьих, могут быть предусмотрены субсидии предприя­тиям, поощряющие, с одной стороны, использование труда инвалидов, а с другой - производство тех специфических товаров, в которых они нуждаются. В-четвертых, нужны средства на выплату пенсий и, воз­можно, организацию бесплатной выдачи тех же протезов и др.

Подчас одним и тем же денежным суммам соответствуют различные формы расходов, следующие друг за другом. Так бесплатное предо­ставление товаров или услуг может быть обеспечено за счет бюджет­ного финансирования производящего их государственного учреждения либо за счет их предварительной закупки у стороннего поставщика. Как бы то ни было, расходам в форме бесплатной выдачи товара обя­зательно предшествуют расходы на его производство внутри обще­ственного сектора или на приобретение этого товара.

Рациональный выбор форм, в которых расходуются средства, позво­ляет обеспечить экономию и повысить результативность их исполь­зования. Добиться этого существенно легче, когда расходы с самого начала структуризуются скорее в разрезе конкретных целей и задач, чем в разрезе ведомств, их подразделений и т.д. Предпочтительность тех или иных форм расходов для исполнителя может не совпадать с их предпочтительностью с точки зрения потребителей. Исполнитель, на­деляемый правом расходовать общественные средства, должен быть поставлен в рамки программы, в которой желательно как можно яснее определить ожидаемые результаты и критерии, по которым надле­жит принимать решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: