Методы исследования личности.
Самосознание и самооценка личности.
Самосознание представляет собой систему познавательных процессов посредством которых человек выделяет из окружающего мира и воспринимает в качестве сьъкута собственной деятельности.
Первые элементы самосознания возникают в 3-х летнем возрасте и порождают кризис 3-х лет.
В дошкольном возрасте формируется самоидентификация, связанная с усвоением базовых социальных ролей. В младшем школьном возрасте возникает эмоциональное самосознание и эмоциональная автономия.
Решающим возрастом в формировании самосознании является подростковый возраст, в котором формируется способность к объективной самооценке.
Американский психолог Вильям Джейс.
Нормальным для личности является снижение уровня притязаний.
Основные компоненты самосознания:
1) Познавательные компоненты самосознания.
2) Эмоциональные компоненты самосознания.
3) Поведенческие компоненты самосознания.
Основные функции самосознания:
|
|
1) Самоконтроль. Управление своими мотивами и поведением.
2) Самосовершенствования.
3) Целеполагающая.
4) Оптимизация общения с окружающими.
Самосознание человека тесно связано с психическими состояниями, и может проявляться на разных уровнях в различных жизненных ситуациях.
Наиболее распространенными методами исследования личности в современной психологии являются:
1) Метод тестов.
2) Метод психологической беседы.
3) Метод контент-анализа.
Психологический тест представляет собой относительно кратковременное задание, направленное на выявление индивидуальных типологических особенностей личности.
Основоположник Выгоцкий разработал культурно-историческую концепцию личности, в соответствии с которой личность формируется в результате усвоения индивидом культурно-исторического опыта.
Наряду с этим известный к тому времени академик Павлов разработал теорию типов личности на основе исследования рефлексов и нервной деятельности человека. Павлов выделил 2 сигнальные системы:
1) Восприятие окружающего мира в виде чувственных образов.
2) Восприятие окружающего мира в виде понятий и суждений.
В зависимости от преобладания типа сигнальной системы Павлов выделил 3 типа личности:
1) Художественный – преобладание первой
2) Научный – второй.
3) Средний – уравновешенность систем.
В связи с репрессиями со стороны властей в 30-е и 40-вые идеи московской школы психологии остались под запретом. На основе теории академика Павлова стала развиваться дифференциальная теория личности. Основоположником которой явился Б. М. Теплов.
В соответствии с дифференциальной психологией, личность понималась как система 4-х основных свойств: темперамента, характера, способностей и направленности.