Эволюция психики.
Природа и структура психики человека
1) Эволюция психики.
2) Структура психики.
3) Сознание и бессознательное.
В процессе эволюции живой материи исходной формой отражения явилось биологическое отражение. Психическая форма отражения возникает тогда, когда живые организмы начинают реагировать не на сами биологически значимые объекты, а на информацию об этих объектах.
Простейшей формой процессов отражения является чувствительность, проявляющаяся в процессе ощущения. В соответствии с теорией А.Н. Леонтьева, первоначально информационное взаимодействие с окружающей средой выполнялось не специфическими клетками, которые в процессе эволюции специализировались на переработке информации и превратились в нервные клетки.
На уровне чувствительности у животных в процессе эволюции возникает простейшая безусловно-рефлекторное поведение (сенсорная психика), что характерно для гомогенной среды обитания. С выходом живых организмов на сушу возникает персептивная форма психики, в центре которой стоит отражение целостных объектов окружающего мира и динамики их существования во времени и в пространстве. Для персептивной психики становится характерным инстинктивное поведения. Инстинктивные формы поведения получили наибольшее развитие у насекомых и пресмыкающихся. Инстинкты передаются по наследству и заложены генетически.
|
|
У млекопитающих возникает способность интеллектуального поведения и обучения на основе безусловных рефлексов.
В процесс психологических исследований были открыты 3 формы научения млекопитающих:
1) Классическая. Обусловленное поведение и научение и подкрепления. (Исследования Павлова). Стимул – реакция.
2) Оперантное обучение. Реакция – стимул – вторичная реакция.
3) Викарное. Модификация поведения происходит при однократном предъявления стимула.
Однако современные американские системы обучения основаны на использовании выявленных бихевиоризмом форм обучения. Высшей формой психики является сознание, возникающее с появлением разумных существ.
Основные признаки сознания:
1) Наличие знаний об окружающем мире, проявляющиеся в виде системы представлений.
2) Наличие самосознания.
3) Способность к целеполаганию.
4) Ценностное отношение к окружающему.
Психические процессы представляют собой наиболее динамичные и относительно кратковременные психические явления, определяющие взаимодействие с окружающей средой в данной ситуации. Имеют длительность от нескольких сотых секунды до нескольких часов максимум. Некоторые процессы могут повторятся.
Психические состояния являются относительно длительными психическими явлениями, охватывающие от нескольких часов до нескольких процессов и определяющие динамику психических процессов.
|
|
Психические свойства являются наиболее устойчивыми психическими явлениями, характерными для индивида на протяжении или её значительных периодов.
Структура и психики и личности по Платонову:
Структуры личности | Подструктуры | Соотношение биологического и социального | Виды формирования соответствующих структур. |
Направленность. | Мировоззрение, убеждение, социальные установки. | С | Воспитание и самовоспитание |
Опыт. | Привычки, умения, навыки и знания. | Б<С | Обучение |
Особенности психических процессов. | Познавательные и эмоционально-волевые процессы | Б=С | Упражнения |
Биопсихические свойства. | Темперамент, пол, возраст. | Б>С | Тренировка |
Высшим уровнем сознания является мировоззрение и самоопределение личности. В зависимости от типа личности, можно выделить следующие виды самоопределения и направленности личности:
1) Нравственное самоопределение.
2) Профессиональное самоопределение.
3) Религиозное самоопределение.
4) Политическое самоопределение.
5) Национальное самоопределение.
В юношеском возрасте социальная ситуация развития предполагает формирование личностной позиции по отношению к обществу, что оказывается связанным с определенными структурами сознания и самосознания.
Функционирование сознания обусловлено соотношением познавательных, интеллектуальных и эмоционально-аффективных компонентов психики.
По мере развития личности все больше в регуляции поведения приобретает сознание и мышление, как главный инструмент сознания, и все меньшее влияния на поведение оказывает сфера бессознательного.
В современной психологии существуют различные подходы к определению сознания в зависимости от понимания структуры психики.
В психоанализе сознание понимается как способность адекватно представлять себе скрытые импульсы поведения, порождаемые сферой инстинктов и заложенных в психику социальных норм.
В социальном бихевиоризме сознание понимается как отражение в мышлении усвоенных человеком социальных ролей.
В соответствии с идеями гуманистической психологии, все живые существа от рождения обладают потребностью в развитии, которая у человека проявляется в форме сознательного стремления к самосовершенствованию.
................................................