Правотворческая деятельность – процесс, протекающий во времени в связи с чем разбивается на ряд последовательных стадий, число которых в научной литературе обычно составляют 4 стадии:
1. Правовая инициатива – управомоченные лица или госорганы выступают с официальным предложением принять тот или иной НПА. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в К и носит исчерпывающий характер.
5 субъектов:
Президент, депутаты Палаты представителей (каждый), Совет Республики (весь Совет), Совет Министров и граждане РБ, обладающие избирательным правом – не менее 50 тыс. (обычный закон), 150 тыс. (Конституционный закон).
2. Обсуждение проектов – осуществляется самим правотворческим органом, иногда выносится за границы правотворческого органа, например когда выносят на всенародное обсуждение. Завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, который будет принимать данный НПА.
3. Принятие и утверждение компетентным госорганом.
4. Обнародование НПА.
|
|
Сами этапы делятся на 4 подэтапа:
1) Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).
Включает решение о подготовке проекта, утверждение плана правоподготовительных работ, проведение предварительных работ, предшествующих составлению текста проекта, выявление общественной потребности в урегулировании данной сферы общественных отношений, определение фактического положения дел в данной сфере, формулирование цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, для того чтобы принять решение: достаточно ли изменить или дополнить НПА или подготовить новый.
Для первоначальной подготовки обычно формируется комиссия, включающая в свой состав представителей заинтересованных органов, общественных организаций, ученых юристов и других специалистов.
2) Предварительное обсуждение проекта
Формы: широкое обсуждение на местах, проведение расширенных заседаний подготовительной комиссии, обсуждение печати на ТВ, рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями, получение отзывов и заключений на проект со стороны органов, не участвующих в его разработке
3) Возведение государственной воли в закон
Деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию НПА.
Работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом. Заключается во внесении проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа.
3.1Внесение проекта в повестку дня заседания уполномоченного субъекта правотворчества
|
|
3.2 Обсуждение и официальное принятие проекта
4) Обнародование проекта – официальное опубликование
Приведенная классификация в первую очередь относится к законотворческому процессу. Подзаконное нормотворчество осуществляется по гораздо более простой процедуре, к тому же для некоторых видов не требуется официального опубликования.
Немаловажное значение имеет применение юридической техники при подготовке проектов.
Юридическая техника – совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию. В целом правила юридической техники относятся ко всем видам правовых актов, т.е. НПА, актам толкования права и актам применения права. Однако чаще всего применительно к правотворческому процессу под юридической техникой понимают совокупность правил и приемов связанных с подготовкой проекта текста того или иного НПА.
Все правила и технико-юридические приемы разрабатываются применительно к правотворческому процессу, причем последовательно в отношении каждой стадии правотворческого процесса. Все термины, юридические конструкции, правовые символы, использованные в НПА, в дальнейшем дублируются, разъясняются и конкретизируются в иных правовых актах.
Требований, предъявляемых к техническому совершенству НПА гораздо больше чем самих правил, все правила касающиеся терминологии и оформления НПА закреплены в Законе о НПА РБ и носят императивный характер с точки зрения их применения и правотворческий процесс.
Совокупность приёмов юр. Техники должна обеспечить полное и точное соответствие формы предписания и их содержания, доступность, простоту и обозримость.
Одним из основных требований юридической техники – требования к законодательному языку. Достигается прежде всего простотой, ясностью словарного запаса, используемого при подготовке текста, для того чтобы закон исполнялся, он должен быть доступен всем тем, кто будет его исполнять.
В связи с этим в тексте закона следует использовать максимально простые слова и термины, а также фразы, широко употребляемые в обиходе и легко воспринимаемые гражданами.
Правила, обеспечивающие высокое качество можно разделить на несколько групп:
1. Правила к разработке и формулированию норм. Предполагают терминологическую строгость, т.е. тождественность употребления терминов. Нецелесообразность повторения положений актов вышестоящих органов и иные требования, согласно закону О НПА.
2. Правила построения НПА. Логическая последовательность, однородность нормативного материала, оправданная рубрикация НПА.
Отсутствие противоречий между частями одного НПА и актами, относящимися к одной отрасли права.
3. …
Наличие обязательных реквизитов НПА: название и наименование, указание органа издавшего, дата и место его принятия. Решение вопросов об отмене потерявших свое значение актов, о введение в действие вновь принятых актов.
Определенной разновидностью юридической техники является законодательная техника – система правил подготовки проектов законодательных актов.
Законодательная техника – совокупность научно обоснованных и практически сложившихся методов, средств, правил, используемых при создании, подготовке и оформлении проектов законодательных актов с целью точного и единообразного понимания субъектами правоприменения и его содержания.
Глава 7 Закона О НПА – структура НПА:
· Вид акта (Закон, Декрет, Указ)
· Название, обозначающее предмет правового регулирования
· Дата, место принятия, регистрационный номер
· Подписи лиц, официально уполномоченных
Каждый НПА имеет свое название, которое должно отражать предмет правового регулирования и его основное содержание.
Правотворческий процесс отличается сложностью у Закона РБ, а механизм подготовки и принятия Законов получил наименование – законотворческий процесс.