Рис. 2.7. Схема 3-уровневой иерархии
2. Формируется матрица приоритетов М (1,2), включающая результаты попарного сравнения влияния элементов уровня 2 (факторов) на достижение заданной цели (уровень 1).
Матрица приоритетов заполняется экспертами путем попарного сравнения элементов уровня 2 (установленных факторов) по их влиянию на успешное достижение общей цели. Значения парных сравнений заносятся в виде чисел с использованием шкалы ценностей результатов качественных сравнений. Пример вида матрицы для условий 4-х влияющих факторов показан ниже.
При этом возможные различные варианты матриц заполнены разными экспертами. Матрица содержит результаты только лишь попарного сравнения. Для усредненной оценки влияния каждого фактора необходимо определить вектор приоритетов каждого фактора.
3.Определяется вектор приоритетов V (1,2), характеризующий влияние каждого элемента уровня 2 на заданную цель (уровень 1). Определение проводится по соответствующей методике.
4. С использованием специальной методики оценивается согласованность матрицы М (1,2), обеспечивающая приемлемую точность решения 10-20%.
|
|
5.При согласованности М (1,2) формируется 4 матрицы приоритетов М (h,3), h=!,2,3,4, включающие результаты попарного влияния элементов уровня 3 (варианты стратегий) на h-e элементы уровня 2.
6. Определяются векторы приоритетов V (h,3) h=l,2,3,4, характеризующие влияние каждого элемента уровня 3 на h-e элементы уровня 2.
7. Оценивается согласованность полученных матриц при положительном результате, переходя к следующему этапу.
8. Формируется обобщенная матрица приоритетов показателей вариантов уровня 3 относительно факторов уровня 2.
9.Определяются определенные векторы приоритетов показателей вариантов 3 уровня относительно общей цели уровня 1.
10. Среди полученных обобщенных векторов приоритетов уровня 3 относительно уровня 1 выбирается наибольшее значение. Соответствующий этому значению вариант решения и принимается в качестве рационального. Таким образом, МАИ позволяет решить задачу выбора рационального варианта решения по созданию или реформированию любой системы (подсистемы) ГЗ, организации войсковых или гражданских формирований, а также рационального варианта действий в условиях прогнозируемых или реально сложившихся условий ЧС мирного или военного времени.
Применение метода не требует знания количественных функциональных зависимостей вероятности или детерминированного вида. Вычисления просты, расчеты проводятся в рамках арифметических действий. Достоверность рациональности решения составляет не хуже 10-20%. Однако метод требует относительно продолжительного времени и подготовки специалистов в органах управления. Этот недостаток снижается введением электронной процедуры.
|
|
Использование классических математических методов, требующих количественных исходных данных и классических математических моделей, возможно лишь при решении отдельных частных задач при заблаговременной подготовке по предупреждению ЧС. Использование их при выработке управленческих решений при возникновении угрозы им в режиме ЧС мирного и военного времени нереально.
В последние годы XX века отечественными учеными была выдвинута идея создания теории человеческого мышления, в рамках которой с использованием языка, близкого к естественному, были бы описаны основные процессы принятия решений при управлении сложными общественными системами. В процессе управленческой деятельности руководитель принимает решения на основе определенной ситуации, под которой можно понимать любую возникшую проблему. В соответствии с этим метод, основанный на анализе подобных ситуаций и поиске соответствующих им решений, был назван методом ситуационного управления, а сам процесс управления - ситуационным управлением. Изучение данного метода позволяет оценить его как перспективный для выработки управленческих решений в различных режимах функционирования системы управления действиями сил ГЗ.
В общем виде процедура метода ситуационного управления (МСУ) при выработке решений в разные периоды функционирования систем, подсистем, войск и формирований ГЗ содержит основные этапы, показанные на рис.2.8.
Как правило, пункты 1,2,3,8 процедуры ситуационного управления выполняются вручную с использованием установленных документов, а пункты 4...7 реализуются с использованием персональных компьютеров, локальных вычислительных сетей и соответствующего программного обеспечения.
Эффективное применение МСУ возможно при наличии современного технического, методического, программного и информационного обеспечения процессов выработки решений. Для внедрения МСУ необходимо создание и постоянная корректировка банка данных о всех возможных ситуациях и принимаемых решениях в процессе управления конкретными подсистемами, войсковыми и гражданскими формированиями, что требует существенных затрат времени и средств.