Контрольные вопросы
1. Дайте определение технологии производства ЛА и ее цели.
2. Какова структура авиационного предприятия?
3. Чему равен коэффициент закрепления операций для среднесерийного производства?
4. Дайте определение производственному процессу.
5. Каковы особенности ЛА как объекта производства?
6. Дайте определение технологическому процессу и какова схема его членения на составляющие?
7. Каковы средства выполнения технологических процессов?
8. Опишите связь производственного процесса с технологическим процессом?
9. Какие типы производств существуют в машиностроении и опишите их признаки?
10. Какие технико-экономические показатели характеризуют степень совершенства технологических процессов?
11. Какие два принципа существуют при разработке технологических процессов?
12. На какие два этапа разбивается проектирование общего технологического процесса изготовления ЛА?
Лекция 2
Конструктивно-технологическое членение планера летательного аппарата
|
|
В целях облегчения проектирования, изготовления и эксплуатации ЛА, его в процессе проектирования и производства делят на законченные в конструктивном и технологическом отношении части, которые после изготовления соединяют методами общей сборки в готовый ЛА. На определенном этапе изготовления последнего каждую выделенную его часть рассматривают как самостоятельное изделие. Характер и степень членения при этом изображается на специальной схеме (схема членения) и отражается в конструкции частей изделия, на которые оно разделено (рис.2.1). Схема членения представляет собой изображение всех сборочных единиц и части типовых деталей (или без них) в таком порядке и масштабе, чтобы можно было ясно представить общую компоновку..
Рис. 2.1. Конструктивно-технологическое членение планера самолета Ту-330
Под членением понимается разделение планера ЛА конструктивными, эксплуатационными и технологическими разъемами и стыками на агрегаты, отсеки, секции, узлы и детали.
Основными элементами конструкции планера являются агрегаты. Крупные агрегаты часто расчленяются на отсеки по эксплуатационным и технологическим соображениям. Агрегаты, отсеки и секции могут состоять из узлов, панелей и отдельных деталей (рис.2.3).
Агрегат– это наиболее крупная самостоятельная в конструктивном и технологическом отношении часть планера ЛА (например, фюзеляж, крыло, центроплан, стабилизатор и т.п.).
Отсек(секция) - это наиболее крупная самостоятельная часть агрегата (например, носовая, средняя и хвостовая части фюзеляжа). Панель - это самостоятельная часть отсека (секции), либо агрегата, имеющая незамкнутую (открытую с одной стороны) конструкцию, состоящую из листов обшивки и соединенных с ними элементов силового набора. Монолитные панели представляют собой монолитные детали - литые, прессованные, катаные, локально-штампованные и др.
|
|
Узел - это часть панели, отсека или агрегата, состоящая из нескольких соединенных между собой деталей (нервюры, шпангоуты и др.).
Деталь – монолитный элемент конструкции, изготовленный из одного материала и выполняющий простейшие функции.
Агрегаты, отсеки, панели и узлы являются сборочными единицами. В различных конструкциях ЛА степень членения планера может быть различной. Например, есть ЛА, которые конструктивно членятся только на агрегаты, без разделения последних на секции и панели. Существуют конструкции, в которых агрегаты делятся на секции, но панели не выделяются в самостоятельные сборочные единицы. На рис.2.4 представлена принципиальная схема преобразования исходных материалов в разнообразные по свойствам и назначению детали. При этом очередность изготовления деталей определяется последовательностью изготовлению частей ЛА (рис.2.5). Метод деления ЛА на части определяет и деление общего ТП изготовления ЛА составляющие. ТП изготовления элементов членения авиационных конструкций являются частными ТП.
а) б) | |
Рис.2.3. Упрощенная принципиальная схема членения планера ЛА на составляющие части | Рис.2.4. Принципиальная схема преобразования исходных материалов в планер ЛА: а – процессы изготовления деталей ЛА; б – процессы сборки-монтажа и испытания-регулирования частей ЛА |
Разъем -соединение, позволяющее некоторые перемещения или полное отсоединение одного агрегата (узла) от другого без повреждения основных и крепежных элементов конструкции.
Стык - любое неразъемное соединение, не позволяющее отсоединить один узел (секцию, отсек) от другого без повреждения основных и крепежных элементов конструкции.
Рациональное членение конструкции на агрегаты, отсеки, панели, узлы и детали позволяет повысить уровень механизации и автоматизации в агрегатно-сборочном производстве, повысить ресурс и надежность ЛА. Членение конструкции производят, исходя из конструктивных, эксплуатационных и технологических соображений. От характера членения зависит выбор конструкции деталей, методов и средств их сборки, способов соединения деталей и узлов, схемы герметизации топливных и воздушных отсеков. При решении вопросов членения агрегатов учитываются возможность применения прогрессивных методов сборки, характеристики технологического оборудования, наличие и удобство подходов для выполнения сборочного процесса, программа выпуска изделия и другие факторы.
Рис.2.5. Общий технологический процесс изготовления ЛА |
Конструктивные разъемы и стыки соединяют отдельные элементы планера различных функциональных назначений. При конструктивном членении применяют обычно разъемные соединения, т.е. такие, которые позволяют разбирать и вновь собирать конструкцию без разрушения соединяемых или соединяющих деталей. При достаточно высоком уровне взаимозаменяемости один, вышедший из строя в процессе эксплуатации, элемент конструкции по конструктивным разъемам может быть отсоединен от планера ЛА и заменен другим - новым. Конструктивные разъемы, как правило, вызывают утяжеление конструкции в связи с необходимостью применения специальных дополнительных крепежных деталей и требуют применения дополнительной сборочной оснастки (стыковочных приспособлений, разделочных стендов и др.). Эксплуатационные разъемы определяются требованиями эксплуатации - транспортировки, замены отдельных частей планера, двигателя, оборудования и т.п.
|
|
Технологические разъемы и стыкиопределяются требованиями изготовления независимого и параллельного отдельных частей ЛА. Желательно совмещение конструктивных, эксплуатационных технологических разъемов и стыков, что способствует уменьшению массы конструкции за счет сокращения их общего числа.
При членении должны быть учтены требования, определяемые летно-тактическими характеристиками ЛА, условиями их эксплуатации и производства. Например, увеличение монолитности конструкции деталей и сборочных единиц, создание «интегральных» конструкций агрегатов без эксплуатационных разъемов приводит к уменьшению числа стыков и деталей крепления. При этом улучшаются массовые характеристики ЛА, однако большая монолитность конструкции, также как чрезмерное членение, могут быть при определенных условиях неэффективными с точки зрения технологических, экономических или организационных требований. Оптимальное членение конструкции должно определяться на основе технико-экономических расчетов с учетом конкретных условий производства.
В серийном производстве конструктивно-эксплуатационных разъемов (КЭР), как правило, недостаточно, поэтому вводят технологические разъемы и стыки, членящие агрегаты на более мелкие сборочные единицы - отсеки, секции и узлы. От характера членения зависит выбор конструкции деталей, марок сталей и сплавов и средств их сборки, способов соединения деталей и узлов, схемы герметизации топливных и воздушных отсеков, а в случае сварной конструкции - порядок сварки замыкающих швов.
При технологическом членении применяют обычно неразъемные соединения, которые не позволяют разбирать готовую продукцию без разрушения каких-либо ее составляющих элементов. Технологические разъемы необходимы только на период сборки изделия для расширения фронта работы и облегчения процесса сборки. После сборки расчлененных элементов они теряют свое первоначальное назначение, по существу, исчезают, и поэтому не могут быть использованы повторно. Технологические разъемы не вызывают утяжеления конструкции.
|
|
Рис.2.6. Схема технологического членения крыла: С – секции; П – панели; Л – лонжероны; Н – нервюры | Рис.2.7. Схема членения и сборка отсеков фюзеляжа: а – узловая сборка; б – общая сборка; 1 – панели обшивки; 2 – каркасные узлы и панели |