Концепция социального прогресса

Важное теоретическое значение имеет вопрос о направленности происходящих социальных изменений, об оценке этих изменений.

Относительно исторического процесса в целом существуют две объяснительных модели: циклическая и линейная.

Циклическая модель представлена авторами теорий исторического круговорота. Согласно этим теориям развитие общества происходит по замкнутому кругу, а история в целом есть смена замкнутых цивилизаций, которые проходят в своем собственном развитии периоды зарождения, расцвета, затухания и упадка. При этом теряется общая линия преемственности и поступательности в истории.

Более распространенной стала линейная модель социальных изменений, в рамках которой получила широкое признание теория общественного прогресса.

Идея общественного прогресса была наиболее популярной моделью социальных изменений на протяжении всей обозримой истории.

Традиционно социальный прогресс понимается как такие социальные изменения, при которых происходит поступательное, восходящее движение, смена простых, низших, архаичных форм более сложными, передовыми, современными. Подобное понимание социального прогресса связано со следующими положениями:

- о необратимости времени (прогресс – это положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим);

- о направленности изменений (каждая последующая стадия развития ближе к предполагаемому конечному состоянию, чем предыдущая);

- о кумулятивном характере изменений (каждое изменение есть результат накопившихся воздействий);

- об имманентности характера основных причин социальных изменений;

- о естественности, неизбежности, необходимости процесса изменений;

- об улучшении, продвижении вперед, усовершенствовании каждой последующей стадии изменений;

- об ожидании достижения в ходе изменений таких целей как счастье, изобилие, свобода, справедливость, равенство;

- о том, что в каждой конкретной сфере социальной жизни действует некий абсолютный критерий прогресса. Для религии – это цель спасения; для науки – достижение истины, обогащение знаний; для политики – степень политической свободы; для морали – справедливость; для искусства – прекрасное.

Как можно заметить, в целом для традиционного понимания прогресса характерны такие черты как фатализм (вера в неизбежность прогресса), финализм (стихийная ориентированность на конечную цель), упрощенный детерминизм (представление о непосредственной причинно-следственной связи всех сменяющихся состояний общества).

Подобное понимание прогресса не в полной мере учитывает сложную природу этого феномена, оказывается объективистским по существу, не учитывает связи представлений о прогрессе с интересами исторических субъектов. Объективные факты, свидетельствующие о прогрессе в разных сферах жизни общества, такие, например, как рост продолжительности жизни, рост знаний о природе и обществе, рост производительности труда, не отменяют относительности прогресса, неоднозначности его воздействия на человека. Прогресс в какой-то области нередко вызывает весьма неожиданные и даже негативные последствия в другой. Индустриализация, урбанизация, обеспечивая новый уровень жизни, вместе с тем ведут к росту отчуждения личности. Процессы демократизации и становление рыночных отношений, являясь условиями роста социальной активности личности, нередко сопровождаются ростом безработицы, нищеты, преступности, межнациональной вражды, кризисом духовности больших масс людей.

Для многих жителей планеты остро стоит вопрос: действительно ли происходящие изменения имеют прогрессивный характер и представляют собой единственный путь к достижению счастья.

Здесь, в этом вопросе, проявляет себя субъективная природа самого критерия прогресса. Эта субъективность получает выражение в оценках происходящих изменений разными социальными субъектами. Так в случае с экономическими и политическими преобразованиями на территории бывшего СССР для одних людей эти преобразования представляются как безусловная ценность и прогресс, для других же – как страшное бедствие и регресс. И в том, и в другом случаях мы имеем дело с субъективным пониманием прогресса и его критериев. Другое дело, что в практической политике та или иная трактовка прогресса выдается как единственно истинная, то есть, приобретает идеологическое звучание, служит конкретным политическим целям.

Таким образом, понятие социального прогресса имеет ценностную природу, то есть, требует учета как объективных оснований, так и субъективных интересов.

В истории всегда давала себя знать указанная несочетаемость, несоизмеримость различных проявлений прогресса. Уже французский просветитель XVIII века Ж.Ж. Руссо обратил внимание на то, что прогресс культуры сопровождается падением нравственности, голос природы и нравственности заглушается заблуждениями и предрассудками, облеченными в форму науки и философии. Отсюда его отрицательное отношение к прогрессу и его лозунг «Назад – к природе!».

Многие современные исследователи также склонны более осмотрительно применять это понятие. Это проявляется в фактическом отказе от понимания прогресса как некоего универсального закона социальной жизни. Понятие прогресса связывается с какими-то конкретными сферами жизни. Так, например, исследуются проявления прогресса в области религии, морали, науки. В меньшей степени говорят о прогрессе в области искусства, философии. В отдельных же сферах явно фиксируется регресс. Это сфера экологии, а нередко и политическая сфера.

Идея прогресса – сугубо европейское изобретение, возникшее на гребне антифеодальной и антихристианской критики, изначально строилась на вере в рассудок и науку, в экономический и технический рост, в ценность человека и его земной жизни, в превосходство западной цивилизации над всеми другими. Все эти постулаты подвергаются серьезной проверке на жизненность в современных условиях.

Так вера в превосходство Запада над Востоком все больше размывается распространением иррационализма, эгоистического индивидуализма, социального пессимизма. Вера в экономический и технический прогресс разрушается осознанием опасностей последствий этого роста для человека и общества (теории алармизма, концепции пределов роста и т.п.). Вера в разум, в науку отвергается в пользу интуиции, подсознательного. Вера в ценность жизни – многочисленными фактами бессмысленной вражды и жестокости.

В результате идея прогресса все больше вытесняется идеей кризиса цивилизаций. Однако человечество никак не хочет расставаться со своей «рабочей гипотезой» прогресса. Возникают новые трактовки, современные варианты концепции прогресса, имеющие своей целью преодолеть жесткий фатализм, финализм и однозначный детерминизм традиционного понимания прогресса.

Современная трактовка прогресса базируется на следующих моментах:

1. Если согласно традиционному подходу прогресс неизбежен, необходим, то многие современные авторы рассматривают прогресс лишь как возможный шанс на улучшение, который может реализоваться, а может и не реализоваться.

2. Критерии прогресса не абсолютны, не универсальны, а, напротив, динамичны, изменчивы, постоянно обновляющиеся по мере развертывания процесса (наши цели постоянно меняются, только само стремление к ним постоянно)

3. Прогресс является не только объективным свойством социальной реальности, но и результатом вполне осознанных целенаправленных действий реальных людей.

Тем самым прогресс понимается как потенциальная возможность, а не как достигнутое действительное состояние, как динамичное качество социальных процессов, а не абсолютный, универсальный стандарт, как продукт социальных действий, а не божественной воли, желаний великих личностей или действия неких вечных законов. В своей современной трактовке источник прогресса коренится в неистребимой способности человека к созиданию, к наращиванию знаний, мастерства, стратегий, технологий, ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: