Пример
Пример
Объект основных средств в первом году подвергался уценке в сумме 20 000 руб., уменьшение суммы начисленной амортизация в связи с переоценкой составила 3 000 руб.
В следующем году объект основных средств подвергался дооценке в сумме 35 000 руб., сумма доначисленной амортизации, связанная с переоценкой, составила 4 700 руб.
Таким образом, сумма дооценки превысила сумму предыдущей уценки объекта основных средств. В бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие проводки:
№ п/п | Содержание хозяйственных операций | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. | ||
Дебет | Кредит | ||||
Первая переоценка объекта ОС — уценка | |||||
1 2 | Уменьшается стоимость объекта ОС в связи с его уценкой Уменьшается ранее начисленная амортизация по объекту ОС в связи с его уценкой | 91-2 02 | 01 91-1 | 20 000 3 000 | |
Вторая переоценка объекта ОС — дооценка | |||||
3 | Относится на увеличение нераспределенной прибыли сумма дооценки объекта ОС, равная сумме его предыдущей уценки | 01 | 91-1 | 20 000 | |
4 | Относится на уменьшение нераспределенной прибыли сумма дооценки амортизации объекта ОС, равная сумме ее предыдущей уценки | 91-2 | 02 | 3 000 | |
5 | Отражено превышение суммы дооценки стоимости объекта ОС над суммой его предыдущей уценки | 01 | 83 | 15 000 | |
6 | Отражено превышение суммы дооценки амортизации объекта ОС над суммой ее предыдущей уценки | 83 | 02 | 1 700 | |
Объект основных средств в первом году подвергался дооценке в сумме 40 000 руб.. сумма доначисленной амортизации в связи с переоценкой составила 6 000 руб.
|
|
В следующем году объект основных средств подвергался уценке на сумму 50 000 руб., уменьшение суммы амортизации, связанное с переоценкой, составило 7000 руб.
Таким образом, сумма уценки превысила сумму предыдущей дооценки объекта основных средств. В бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие проводки:
№ п/п | Содержание хозяйственных операций | Корреспонденция счетов | Сумма руб. | ||
Дебет | Кредит | ||||
Первая переоценка объекта ОС — дооценка | |||||
1 | Увеличивается стоимость объекта ОС в связи с его дооценкой | 01 | 83 | 40 000 | |
2 | Увеличивается ранее начисленная амортизация по объекту ОС в связи с его дооценкой | 83 | 02 | 6 000 | |
Вторая переоценка объекта ОС — уценка | |||||
3 | Уменьшается добавочный капитал организации на сумму уценки объекта ОС, равную сумме его предыдущей дооценки | 83 | 01 | 40 000 | |
4 | Увеличивается добавочный капитал на сумму уценки амортизации объекта ОС, равную сумме ее предыдущей дооценки | 02 | 83 | 6 000 | |
5 | Отражено превышение суммы уценки стоимости объекта ОС над суммой его предыдущей дооценки | 91-2 | 01 | 10 000 | |
6 | Отражено превышение суммы уценки амортизации объекта ОС над суммой ее предыдущей дооценки | 02 | 91-1 | 1 000 |
Проведение инвентаризации основных средств осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом МФ РФ № 49 от 13.06.1995 г., которые должны применяться с учетом постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
|
|
Инвентаризация основных средств осуществляется комиссией при обязательном участии материально ответственных лиц. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, техники, экономисты и т.д.)
До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица должна быть получена расписка в том, что все ценности им оприходованы, а документы сданы в бухгалтерию.
Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения или эксплуатации. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечного фонда – один раз в пять лет.
Перед проведением инвентаризации рекомендуется проверить:
· наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
· наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
· наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При отсутствии документов комиссии необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природопользования, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения по этим объектам.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря и инструменты одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые в типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (находящиеся в дальних рейсах автомашины, морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
|
|
Для отражения фактического наличия основных средств в местах нахождения и на всех этапах их движения в организации применяется «Инвентаризационная опись, основных средств» по форме № ИНВ-1.
Инвентаризационная опись составляется в 2-х экземплярах отдельно по каждому месту нахождения основных средств и материально ответственному лицу. Инвентаризационная опись подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность основных средств. Один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.
На основные средства, принятые в аренду, опись составляется в 3-х экземплярах отдельно по каждому арендодателю с указанием срока аренды. Один экземпляр инвентаризационной описи высылают в адрес арендодателя.
В бухгалтерии данные инвентаризационных ведомостей сопоставляют с данными бухгалтерского аналитического учета основных средств и по результатам сопоставления в случае выявления расхождений составляют сличительную ведомость по форме № ИНВ-18
Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу. При выявлении излишков или недостач объектов основных средств материально ответственные лица должны дать им соответствующие объяснения.
Результаты инвентаризации подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета в том месяце, в котором была закончена инвентаризация, в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Выявленные при инвентаризации ранее не учтенные основные средства должны приниматься к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и относиться на увеличение финансовых результатов как прочие доходы организации. При этом на счетах бухгалтерского учета делается запись
|
|
Дебет 01 «Основные средства» - Кредит 91-1 «Прочие доходы»
Выявленная при инвентаризации недостача основных средств рассматривается как их выбытие и отражается в учете следующими записями:
Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - Кредит 01 «Основные средства»— списывается первоначальная стоимость недостающего объекта основных средств;
Дебет 02 «Амортизация основных средств» - Кредит 01 «Основные средства»,субсчет «Выбытие основных средств» - списывается сумма амортизации, начисленной по этому объекту к моменту инвентаризации
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списывается остаточная стоимость недостающего объекта основных средств;
Если установлено, что виновником недостачи является материально ответственное лицо, то недостача списывается на виновника. Недостача возмещается виновником в размере рыночной стоимости объекта основных средств и отражается в бухгалтерском учете следующими записями:
Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» - Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на остаточную стоимость недостающего объекта основных средств;
Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» - Кредит 98 «Доходы будущих периодов» - на разницу между рыночной стоимостью и остаточной стоимостью недостающего объекта основных средств;
Дебет 50 «Касса» - Кредит 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» - на сумму внесенную виновником в кассу в возмещение недостачи;
Дебет 98 «Доходы будущих периодов» - Кредит 91-1 «Прочие доходы»-- на разницу между рыночной стоимостью и остаточной стоимостью недостающего объекта основных средств;
Если виновник недостачи основных средств не установлен или суд отказал во взыскании недостачи с виновника, то убытки от недостачи списываются на уменьшение финансовых результатов в составе прочих расходов организации записью:
Дебет 91-2 «Прочие расходы» - Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»