ТЕМА 12. Планирование деятель­ности предприятия

12.1 Сущность и содержание планирования, его цели и задачи

12.2 Принципы, методы и функции планирования

12.3 Виды внутрифирменного планирования

12.1 Планирование деятель­ности предприятия заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и определению наилучших способов достижения намеченных предприятием целей. Объектом планирования на предприятии является его деятель­ность, под которой понимается выполнение функций предпри­ятия: хозяйственной, социальной, экономической. Предметом планирования выступают ресурсы предприятия.

Спланировать деятельность предприятия — это значит опреде­лить основные направления и пропорции развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов товаров и сроков их выпуска.

На уровне предприятия планирование призвано обеспечить выпуск высококачественной продукции в необходимых количествах и номенклатуре на основе эффективного и рационального исполь­зования ресурсов, а также взаимоувязку деятельности отдельных структурных подразделений.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что недо­оценка планирования деятельности в рыночных условиях или его некомпетентное осуществление приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банк­ротству предприятий. Поэтому грамотная экономическая политика состоит не в отрицании, а в использовании принципов планиро­вания.

Главной целью планирования яв­ляется обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия. Реализация данной цели предполагает решение сле­дующих задач:

· исследование требований потребителей и формирование про­граммы, ориентированной на их запросы;

· обеспечение выпуска продукции более высокого качества;

· непрерывное повышение эффективности производства на ос­нове дальнейшей специализации и кооперирования;

· выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства;

· применение наиболее экономичных технологий и оборудования;

· согласование действий с поставщиками, потребителями, по­средниками предприятия и направленность этих действий на достижение взаимовыгодных результатов.

12.2 Принципы планирования – это исходные положения, основные правила формирования и обоснования плановых решений.

Основные принципы внутрифирменного планирования следующие: необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точность, системность, альтернативность, эффективность, контроль

Методы планирования представляют собой совокупность приемов, инструментов и средств изучения экономических процессов, разработки и обоснования планов. Это система способов реализации принципов планирования.

В процессе планирования деятельности организации ис­пользуются следующие методы: экстраполяции, интерполяции, балансовый, нормативный, экономико-математические методы.

Под функциями планирования пони­маются обособившиеся виды труда, порождаемые разделением труда внутри процесса планирования, то есть любое действие, совершае­мое в процессе формирования плана и направленное на изменение состояния предприятия.

В состав функций планирования можно включить следующие: уменьшение сложности, мотивация, прогнозирование, обеспечение безопасности, функция координации и интеграции, функция упорядочения, функция контроля.

12.3 С точки зрения обязательности плановых заданий – директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой комплекс плановых заданий, подлежащих обязательному исполнению. Это механизм жесткого командно-административного воздей­ствия на процесс принятия и доведения до объектов планиро­вания плановых решений, а также контроль за своевременным их выполнением с применением мер административного воз­действия к исполнителям.

Индикативное планирование - процесс научно обосно­ванной разработки и доведения до объектов планирования рекомендуемых показателей, нацеленных на осущест­вление экономической политики государства. Индикативные плановые зада­ния не являются жесткими, обязательными к исполнению, а включают систему основных параметров (индикаторов) эко­номического и социального развития страны, которые носят направляющий характер и служат ориентиром для хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

В зависимости от времени реализации плана приня­то различать: долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное планирование осуществляется на период более 3 лет и определяет долгосрочную стратегию развития субъектов хозяйствования, включая экономическую, природо­охранную, социальную деятельность.

Среднесрочное планирование охватывает период от 1 года до 3 лет. Основной целью среднесрочных планов является реа­лизация задач долгосрочного планирования развития органи­зации.

Краткосрочное планирование представляет собой дальней­шую детализацию среднесрочного плана по подразделениям и охватывает период до 1 года, включая полугодовые, кварталь­ные, месячные, декадные, суточные планы.

По содержанию плановых решений внутрифирменное планирование может быть определено как стратегическое, бизнес-планирование, тактическое и оперативно-календарное.

Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития фирмы. Его целью является создание такого потенциала, который обеспечит выживание фирмы в условиях динамично изменяющейся внешней среды.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения выработанных в процессе стратегического планирования или традиционных целей.

Оперативно-производственное планирование конкретизирует показатели тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы фирмы и ее подразделений.

Бизнес-планирование – это планирование развития предприятия на основе до­стижений научно-технического процесса, а также форма обоснования инноваци­онных проектов и создания новых форм бизнеса. В бизнес-плане производится технико-экономическое обо­снование проектов, раскрываются коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса. Без хорошо разработанного и обоснованного бизнес-плана практически невозможно вести переговоры с будущими инвесторами и кредиторами. Бизнес-планирование - это обоснование стратегии бизнеса на пер­спективу.

В зависимости от сферы применения выделяют пла­нирование продаж, планирование производства, планирование труда и персонала, планирование расходов, финансовое плани­рование и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: