Тема 4. Способы приведения показателей в сопоставимый вид

5.

4.

3.

2.

1.

Способы приведения показателей в сопоставимый вид

Система показателей, используемых в АХД.

Виды АХД и область их применения.

Основополагающие принципы АХД.

Методология экономического анализа.

Экономического анализа

Методологические основы

В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:·

1. определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

2. установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

3. выявление формы взаимосвязи между факторами;

4. выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

5. количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Всестороннее изучение экономических явлений и процессов, связанных с деятельностью организаций, строится на принципах экономического анализа. Основными из них являются:

Принцип государственности отражает государственный подход к оценке экономических явлений. Он состоит в том, что при анализе деятельности предприятий, их структурных подразделений независимо от форм собственности следует исходить из экономической стратегии государства и вытекающих из нее задач на соответствующем этапе развития народного хозяйства. Следовательно, функционирование предприятий должно осуществляться не только в интересах их коллективов, но и государства в целом.

Принцип научности реализуется путем совершенствования теории анализа хозяйственной деятельности и отраслевых методик, широкого внедрения современных экономико-математических методов и ЭВМ. Деятельность трудовых коллективов, объединений и предприятий необходимо оценивать исходя из их вклада в выполнение планов экономического и социального развития, соблюдения принципов оплаты труда, уровня затрат на производство и реализацию продукции и т.п.

Принцип объективности предполагает исследование реальных экономических явлений и процессов, их причинно-следственной взаимосвязи в условиях достоверной информации.

Принцип системности и комплексности требует учета органической взаимосвязи при изучении, измерении и обобщении влияния отдельных факторов на формирование экономических показателей, выполнение хозяйственных планов. Все стороны деятельности предприятия рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи. Хозяйственные процессы и результаты изучаются в динамике. Экономика объединений, предприятий анализируется на всех уровнях управления как целостная система, что обеспечивает глубину познания. Комплексность означает системное рассмотрение всех стадий, явлений, показателей деятельности анализируемого объекта в их взаимозависимости.

Принцип оперативности предусматривает умение быстро и четко выполнять задания, реализовать принятые решения. Оперативность анализа заключается в своевременном выявлении и предупреждении причин отклонения от плана, как по количественным, так и качественным показателям, изыскании путей устранения отрицательно действующих факторов, закреплении и усилении действия положительных. Этим достигается возможность улучшения работы предприятия. По результатам анализа должны намечаться мероприятия, направленные на улучшение хозяйственной деятельности. Чтобы анализ был действенным, его результаты необходимо оперативно доводить до руководства. Следовательно, своевременность анализа позволяет превратить его в средство оперативного контроля выполнения плана, вовремя обнаружить и устранить неполадки в производстве, использовать резервы, подтянуть отстающие участки до уровня передовых.

Рассмотренные принципы составляют основу системы аналитической работы на предприятии. Эффективность ее функционирования обеспечивается комплексностью их использования, так как каждый из них взаимосвязан и взаимообусловлен.

В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.

По отраслевому признаку, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей (экономики, промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой AХД во всех отраслях национальной экономики, или другими словамитеорией анализа хозяйственной деятельности.

По признаку времени AХД подразделяется на предварительный и последующий.

Предварительный анализ для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Последующий анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.) Цель его – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

Итоговый анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

Важное значение имеет классификация AХД по субъектам управления. Хозяйственная деятельность состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Aспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

технико-жономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

аудиторский (бухгалтерский) анализ это экспертная диагностика финансового "здоровья" предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

Согласно теории принятия решений любой показатель представляет собой меру определения степени достижения цели или набор количественных параметров, отражающих результаты экономической, социальной и другой деятельности организаций. Поскольку эта деятельность характеризуется системой показателей, анализ хозяйственной деятельности должен проводиться с использованием их комплекса. Каждый показатель имеет числовое выражение, характеризующее конкретное измерение изучаемого объекта или процесса, а также его содержание — экономическую сущность. Причем каждый объект или хозяйственный процесс обычно определяется комплексом взаимосвязанных показателей.

Показатели, применяемые в анализе хозяйственной деятельности, классифицируются на следующие группы:

1.количественные и качественные.

к количественным факторам относятся объем выпуска продукции, выполненных строительно-монтажных работ, товарооборота и др.;

к качественным — себестоимость продукции, работ и услуг, производительность труда, уровни издержек обращения, доходности, рентабельности и т.п.

В современных условиях развития экономики особое внимание должно уделяться анализу показателей, характеризующих качество работы и конечные результаты хозяйствования. Количественные и качественные показатели тесно связаны между собой и применяются в комплексе, что обеспечивает всестороннюю оценку достигнутых результатов, успешное управление ходом выполнения планов, динамикой хозяйствования;

2.абсолютные и относительные.

абсолютные показатели выражаются в стоимостных, натуральных и трудовых показателях (рублях, тоннах, килограммах, метрах, литрах, штуках, часах, днях и т.п.);

относительные — в процентах, коэффициентах, индексах.

Разновидностью абсолютных и относительных являются удельные показатели, определяемые делением одного показателя на другой. Так, в промышленности исчисляют и изучают объем выпуска продукции на рубль производственных основных фондов (фондоотдачу), на одного работника (выработку) и т.д. В торговле по издержкам обращения, валовому доходу и прибыли определяют их уровни отношением суммы этих показателей к объему товарооборота;

3. плановые (данные планов экономического и социального развития, бизнес-планов, прогнозов),

4. нормативные (нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергетических ресурсов, нормы амортизации, естественной убыли товаров, нормативы по текущим активам и др.);

5. учетные (данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета);

6. отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности);

7. аналитические (рассчитываемые в процессе анализа хозяйственной деятельности).

Все эти показатели используются в экономическом анализе во взаимосвязи, что обеспечивает глубину исследования хозяйственных процессов и явлений.

Анализ хозяйственной деятельности должен базироваться на комплексе показателей, сформированных на принципах системного подхода, так как любое предприятие является объектом, которому в полной мере присущи свойства системы, построенной по законам иерархической связи. Выбор показателей, отражающих хозяйственную деятельность предприятия, их анализ также должны проводиться с позиций системного подхода. Изучение каждого показателя во взаимосвязи с другими позволяет выявить факторы, влияющие на их изменение, определить доминирующие из них и количественно измерить зависимость между каждым фактором и результатным показателем, а также между, факторами.

Система показателей должна всесторонне характеризовать результаты работы каждого структурного подразделения, учитывать зависящие от него факторы повышения эффективности общественного производства и тем самым предоставлять возможность объективно оценивать вклад исполнителей в общие результаты работы, способствовать успешному выполнению планов и гарантировать соответствие интересов отдельных работников интересам предприятий и общества в целом.

При формировании системы показателей за основу желательно принимать их нормативный уровень, так как он является общим для однородных групп предприятий и ориентирует субъекты хозяйствования на наиболее прогрессивные, оптимальные нормы использования экономических ресурсов. Нормативы и нормы выступают важным рычагом воздействия на экономическое развитие, результаты работы организаций. Система нормативов и норм способствует поиску резервов повышения эффективности производства, хозяйствования, научно обоснованной оценке вариантов плановых решений (путем сравнения их с общественно необходимым уровнем).

При формировании системы показателей необходимо соблюдать следующие требования:

· в систему должны входить несколько частных показателей и один обобщающий, агрегирующий частные показатели и обеспечивающий единство системы;

· системе должна быть свойственна интегрированность, что позволяет применять ее при программно целевом управлении экономикой и строить «дерево целей» экономического и социального развития организаций;

· для оценки отдельных аспектов хозяйственной деятельности предприятий необходимо достаточное количество показателей;

· все показатели должны быть адекватными, то есть отражать реальные процессы и явления, но должны быть динамичными (на их основе может быть показана и изучена динамика хозяйственной деятельности), сводимыми, обеспечивать однозначное понимание изучаемых явлений и процессов, понятными для всех работников организации.

Необходимо добиваться, чтобы в системе показателей анализа хозяйственной деятельности доминировали показатели, характеризующие степень использования экономического потенциала (средств труда, предметов труда и самого труда), так как от его величины и динамики зависят производственный (торговый) процесс и его результаты. Ресурсный подход к определению и оценке результативности работы организаций направлен на проведение режима экономии и бережливости, достижение наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств.

В АХД существуют следующие способы приведения показателей в сопоставимый вид:

1. Нейтрализация влияния стоимостного фактора.

Вид продукции план факт нейтрализация
Количество, шт Цена, руб Выручка, тыс. руб. Количество, шт Цена, руб Выручка, тыс. руб. Количество, шт Цена, руб Выручка фактическая при пл. кол-ве, тыс. руб.
Vп Цп Вп Цф Вф Vп Цф Вф(при Vп)
а   27,5 27,5            
б   37,5 18,6     23,4     19,5
в   25,5              
итог * * 97,1 * * 115,4 * * 105,5

Из таблицы видно, что при сравнении фактической выручки с плановой ее изменение обусловлено не только изменением стоимостного фактора, но и объемного. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния стоимостного фактора. Для этого необходимо фактическую цену пересчитать на плановое количество продукции, т.е.:

Вф(при Vп) = Vп* Цф.

Процентное изменение выручки с учетом нейтрализации влияния стоимостного фактора рассчитывается следующим образом:

ΔВн = ((105,5-97,1)/97,1) *100% = 8,7%

Процентное изменение выручки без учета нейтрализации влияния стоимостного фактора исчисляется следующим образом:

ΔВ = ((115,4-97,1)/97,1) *100% = 18,4%

2. Нейтрализация влияния объемного фактора.

Вид продукции план факт нейтрализация
Количество, шт Цена, руб Выручка, тыс. руб. Количество, шт Цена, руб Выручка, тыс. руб. Количество, шт Цена, руб Выручка фактическая при пл. цене, тыс. руб.
Vп Цп Вп Цф Вф Цп Вф(при Цп)
а   27,5 27,5         27,5  
б   37,5 18,6     23,4   37,5 22,5
в   25,5           25,5  
итог * * 97,1 * * 115,4 * * 106,5

В данном случае, чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора. Для этого необходимо фактическое количество пересчитать на плановую цену, т.е.:

Вф(при Цп) = Vф* Цп.

Процентное изменение выручки с учетом нейтрализации влияния объемного фактора рассчитывается следующим образом:

ΔВн = ((106,5-97,1)/97,1) *100% = 9,7%

Процентное изменение суммы затрат без учета нейтрализации влияния объемного фактора исчисляется следующим образом:

ΔВ = ((115,4-97,1)/97,1) *100% = 18,4%

3. Нейтрализация структурного фактора.

Показатель Сорт продукции итого
I II
Цена, руб     -
Объем производства, ц      
план      
факт      
Структура производства, %      
план      
факт      
Фактический объем при плановой структуре, ц      
Выручка при плановом объеме по плановой структуре, т. руб.      
Выручка при фактическом объеме по структуре, т. руб.:      
плановой      
фактической      

Учитывая нейтрализацию структурного фактора, изменение выручки следует рассчитать следующим образом:

ΔВн = ((4400-5500)/5500) *100% = - 20%

Без учета структурного фактора выручка будет составлять:

ΔВ = ((5400-5500)/5500) *100% = - 1,8%


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: