Сертификация и история ее развития

Глава 1. Организация процессов сертификации

Содержание

Сертификация систем качества и производства

Сертификация

Глава 1. Организация процессов сертификации

1.1. Сертификация и история ее развития

1.2. Законодательная база сертификации

1.3. Области применения и объекты сертификации

1.4. Система сертификации. Органы и организации, участвующие в сертификации

Вопросы для самопроверки

Глава 2. Методическая база сертификации

2.1. Российские схемы сертификации продукции

2.2. Применение схем сертификации продукции

2.3. Российские схемы сертификации работ и услуг

2.4. Применение схем сертификации работ и услуг

2.5. Использование дополнительной информации в схемах сертификации

2.6. Структура процессов сертификации

Вопросы для самопроверки

Глава 3. Сертификация системы качества и производства

Вопросы для самопроверки

Глава 4. Экономические аспекты сертификации

4.1. Правила оплаты работ по сертификации

4.2. Оплата работ по обязательной сертификации продукции и услуг

Вопросы для самопроверки

Глава 5. Европейские методы оценки соответствия

Вопросы для самопроверки

Глава 6. Перспективные задачи сертификации


Сертификат (фр. certificat, лат. «certum» — верно + «facere» — де­лать) означает «сделано верно». Сертификация представляет со­бой деятельность, направленную на установление и подтвержде­ние соответствия рассматриваемого объекта определенным тре­бованиям.

Назначение любой продукции — удовлетворить ту или иную потребность человека. Для этого она должна обладать свойства­ми, соответствующими этим потребностям. Иными словами, продукция должна быть качественной.

Повышению качества способствует конкуренция между про­изводителями, которые, как правило, выходят на рынок для ре­шения прежде всего своих задач, а не для удовлетворения по­требностей покупателя. Для успеха на рынке решающую роль играет качество и конкурентоспособность выпускаемой им про­дукции. Конкурентоспособность связана с качеством, но не все­гда соответствует высокому уровню.

Рынок способствует повышению качества продукции, но не гарантирует его. Это объясняет, например, присутствие на отече­ственном рынке продукции самого разного качества, в том числе и низкого. Потребитель же не всегда может безошибочно правильно выбрать качественный товар по причине недостатка достоверной и полной информации, а главное, из-за отсутствия необходимых знаний и технической возможности проверить декларируемые продавцом свойства данной продукции. Вполне удовлетворитель­ная на вид продукция может оказаться некачественной, поскольку ее эксплуатационные свойства зависят от многих факторов: каче­ства исходного сырья, технологии изготовления и т. д. К тому же параметры, указанные в товарных документах, могут быть искаже­ны недобросовестным производителем.

Покупатель оказывается в положении, когда он может рассчи­тывать только на свой опыт, субъективное суждение и гарантии продавца. К тому же, постоянно расширяющийся рынок, появле­ние новых технологий могут опережать приобретаемый покупате­лем опыт. Не имея возможности доподлинно выяснить все досто­инства и недостатки товара, потребитель вынужден доверять в основном только марке фирмы-изготовителя. Но и это не всегда гарантия правильного выбора, поскольку возможна фальсифика­ция товаров под известную фирму, особенно там, где плохо работа­ет механизм защиты авторских прав и товарных знаков.

Ошибка потребителя в оценке качества продукции может привести к сбою механизма естественного отбора товаров по цене и качеству, т. е. конкуренции. Таким образом, естествен­ный отбор товара с помощью конкуренции эффективен только в том случае, когда потребитель может вынести правильное сужде­ние о качестве товара.

Защитить потребителя от недобросовестности производителя и продавца некачественной или фальсифицированной продук­ции призвана сертификация.

Сертификация учитывает интересы противоположных сто­рон и выступает в роли своеобразного арбитра в получении объ­ективной оценки качества продукции. Поэтому испытания и принятие решения по их результатам не могут быть доверены ни потребителю, ни производителю (как заинтересованным сторо­нам), а поручаются третьей независимой стороне — организа­ции, чья компетентность, независимость и объективность при­знаны официально.

В тех случаях, когда продукция может представлять опасность для жизни и здоровья человека, его имуществу или окружающей среде, сертификация регулируется и контролируется исключи­тельно государством. Защита граждан от опасной продукции — одна из основных обязанностей государства, при этом его роль сводится не к обеспечению всего набора показателей качества продукции, а только тех из них, которые законодательно находят­ся под его контролем, т. е. только показателей безопасности.

Объясняется это тем, что данные показатели выходят из сфе­ры непосредственных интересов продавца и не всегда находятся на первом месте при выборе продукции потребителем.

В условиях рыночной экономики продавец чтобы реализо­вать продукцию обращает внимание прежде всего на те ее товарные свойства, которые более всего интересуют потребителя, а это далеко не всегда показатели безопасности. Поэтому основ­ные издержки изготовителя при обеспечении качества продук­ции идут на достижение товарных характеристик, а затраты на поддержание безопасности продукции он готов минимизиро­вать. Потребитель, со своей стороны, тоже не очень заинтересо­ван оплачивать расходы на охрану окружающей среды.

Таким образом, сертификация призвана защитить потребите­ля от некачественной и опасной продукции, предоставлять досто­верную, объективную и точную информацию об ее качестве, осво­бождая тем самым покупателя от необходимости самостоятельно проводить сложную и трудоемкую оценку качества продукции.

Сертификация в настоящее время является наиболее эффек­тивной формой подтверждения произведенной продукции или услуги установленным на них требованиям и повышения их конкурентоспособности, как на внутреннем, так и внешнем рынках. Зародившись сначала как инструмент протекционизма, сертификация в дальнейшем превратилась в средство правового регулирования торговых отношений и формирования партнерст­ва между предприятиями.

Возможности сертификации весьма широки. Организации, сертифицирующие продукцию, теоретически могут подтвердить ее соответствие или несоответствие любым требованиям потре­бителя. Однако на практике эксперты используют требования, специально разработанные для этих целей и указанные в норма­тивных документах — технических регламентах, стандартах, тех­нических условиях, правилах и т. п.

Собственно термин «сертификация» в общепринятой между­народной терминологии определяется как установление соответ­ствия. Впервые он был сформулирован и определен Комитетом по сертификации (СЕРТИКО) Международной организации по стандартизации (ISO) и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК 2) версии 1982 г. «Общие термины и определения в области стандартизации, сертификации и аккредитации испыта­тельных лабораторий».

Согласно этому документу, сертификация определялась как J действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам, техническим условиям или другим нормативным документам. При этом под сертификатом соответствия (сертификатом) понимался выдаваемый в соответствии с пра­вилами системы сертификации документ, указывающий, что обес­печивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, услуга или процесс соответству­ют конкретному стандарту или другому нормативному документу. В сферах производства, обращения и потребления продук­ции основными целями сертификации являются:

• подтверждение заявленных показателей безопасности про­дукции;

• содействие потребителю в компетентном выборе продук­ции;

• содействие изготовителю в реализации конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

• защита потребителя и окружающей среды от недоброкачественной, потенциально опасной и вредной продукции.

Это заставляет постоянно развивать и совершенствовать про­цедуру сертификации как процесса установления соответствия и показывает необходимость ее проведения для цивилизованных рыночных отношений. Для этого ведутся работы по двум на­правлениям:

• формирование, развитие и совершенствование систем сер­тификации продукции;

• подготовка и проведение сертификации конкретных видов продукции, оценка последствий.

Подтверждение соответствия могут осуществлять, во-первых, первая сторона — изготовитель, продавец, исполнитель, во-вто­рых, вторая сторона — потребитель, заказчик и, в-третьих, третья сторона — независимый орган.

Довольно часто между первой и второй сторонами возникает противоречие в оценке соответствия продукции, процесса или услуги одним и тем же требованиям. Поэтому наиболее объек­тивной оценкой считают оценку третьей стороной.

Процедура сертификация непосредственно связана именно с действием третьей стороны, которой является орган, признавае­мый независимым от двух других участвующих сторон в рассматри­ваемом вопросе.

В настоящее время под сертификацией понимается процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что должным обра идентифицированная продукция, процесс, услуга и т. п. соот­ветствуют установленным требованиям.

Соблюдение требований, предъявляемых к объекту сертифи­кации, проводится в строгих рамках системы сертификации.

Система сертификации это совокупность элементов сертифи­кации, с помощью которых осуществляется сертификация по установленным правилам в соответствии с действующим в госу­дарстве законодательством.

Участвующими сторонами в процедуре сертификации высту­пают изготовители, продавцы, исполнители, потребители или представляющие их интересы субъекты. В качестве третьей сто­роны в процедуре сертификации участвует орган по сертифика­ции, непосредственно проводящий сертификацию соответствия определенной продукции.

Область сертификации в настоящее время значительно рас­ширена. В ее компетенцию входят процессы, в том числе про­цессы управления качеством на предприятиях и производствах, продукция, услуги и персонал.

Высокоразвитые страны начали применять сертификацию в 20-е годы прошлого столетия. В 1920 г. Немецкий институт стандартов (DIN) учредил в Германии знак соответствия стан­дартам DIN, который распространялся на все виды продукции, за исключением газового оборудования, оборудования для водо­снабжения и некоторой другой продукции, для которой преду­сматривался специальный порядок проведения испытаний об­разцов и надзора за производством. Знак DIN (рис. 3.2, а) заре­гистрирован в Германии в соответствии с законом торговых знаков.

Примером сертификации конкретного вида продукции слу­жит, например, система сертификации электротехнического и

<![endif]

Рис. 3.2. Знаки соответствия стандартам в разных странах: а — Германии; 6— Великобритании; в — Южной Кореи; г — Швеции


электронного оборудования, действующая под эгидой Немецкой электротехнической ассоциации (VDE). Это одна из первых сис­тем, созданных в этой стране в начале 20-х годов 20-го столетия. По соглашению с DIN она организует разработку национальных стандартов в области электротехники, электроники и связи и осуществляет руководство системой сертификации этого обору­дования. Ассоциация располагает Институтом по испытаниям и приемке, который имеет свои испытательные подразделения и выполняет функции национального органа поверки средств из­мерений.

Практическое руководство системами сертификации в Гер­мании осуществляют Федеральные институты по испытаниям и приемке (TUV и ВАМ).

В Великобритании сертификация, как и в Германии, охваты­вает многие отрасли промышленности и виды товаров. Здесь действуют несколько национальных систем сертификации, наи­более крупная — система Британского института стандартов (BIS). Для продукции, сертифицируемой в этой системе, учреж­ден специальный знак соответствия (рис. 3.2, б).

Сертификация в Великобритании в основном носит добро­вольный "характер, за исключением областей, где решением пра­вительства стандарты обязательны к применению.

Во Франции в 1938 г. декретом была создана национальная система сертификации знака NF (французский знак соответст­вия стандартам). Ответственность за общую организацию и руко­водство системой была возложена на Французскую ассоциацию по стандартизации (AFNOR). Знак NF означает, что продукция, прошедшая сертификацию в соответствии с установленными правилами, полностью удовлетворяет требованиям французских стандартов. Таким образом, в основе системы лежат исключите­льно национальные стандарты, подготавливаемые и утверждае­мые AFNOR. Знак NF зарегистрирован во Франции в соответст­вии с законом о торговых и сервисных знаках.

Наличие большого числа национальных систем сертифика­ции в странах Западной Европы, основанных на нормативных документах этих стран, в конце 80-х годов прошлого столетия привело к ситуации, когда однородная продукция оценивалась разными методами по различным показателям. Это являлось техническим препятствием в торговле между странами-членами Европейского Союза и мешало реализации идеи создать пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается сво­бодное перемещение людей, товаров и услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: