Предприятие как социально-экономический феномен. Генезис предприятия

Тема 2. Предприятие в системе социального менеджмента

1. Предприятие как социально-экономический феномен. Генезис предприятия.

2. Понятие предприятия. Характер соединения факторов производства.

3. Типы предприятий и особенности социально-экономического управления ими.

Предприятие - объединение работников в совместном производственном процессе, осуществляемом для удовлетворения разнообразных потребностей. Предприятие как социальный феномен характеризуется деятельностью, направленной на реализацию потребностей людей. Экономическая характеристика предприятия заключается в том, что его деятельность осуществляется в расчете на выгоду.

Для того чтобы понять предприятие как социально-экономический феномен, нужно проанализировать его генезис, т.е. рассмотреть его в исторической ретроспективе. Характеризуя предприятие как социально-экономический феномен, можно использовать формационный и цивилизационный подходы и определенную их комбинацию. Используя метод исторического анализа, можно выделить два типа предприятий: 1) создаваемые целенаправленно, или креативные предприятия; 2) формирующиеся эволюционно из определенного типа хозяйства.

Рабовладельческие, феодальные предприятия, создаваемые целенаправленно, были, как правило, крупными, для того времени, отражали систему господствующих в то время отношений, жесткой иерархии, подчинения, как правило, вне экономического принуждения, эксплуатации, а следовательно перманентных конфликтов, доходящих до острого антагонизма, бунтов, восстаний. Интерес представляют создаваемые в то время государственные предприятия. Например, очень активно создавались государственные предприятия или предприятия под эгидой государства в эпоху Петра Великого в России. Эти предприятия были призваны решать задачи, поставленные государством, а государство, в свою очередь, обеспечивала их значительной частью ресурсов.

Формирующиеся эволюционно предприятия зарождались из простого ремесленного производства. Основным субъектом хозяйствования здесь являлся мастер. Он имел в своем подчинении подмастерье и учеников. Ученики не имели никаких прав. Они наблюдали за работой, помогали подмастерью, мастеру, за это его кормили и обучали ремеслу. Социальные отношения характеризовались подчинением, иерархией. Взаимоотношения между ремесленниками регулировались цеховым законам. Мастерские работали либо на локальный рынок, либо продавали свою продукцию скупщику, купцу. Конкурентной среды не было.

Мастер был собственником своих орудий труда и его результатов, произведенного продукта. Он непосредственно соединялся с вещественными факторами производства. Главным механизмом воздействия на них была рука, а регулятором - мозг. Мастер создавал образ будущего продукта в голове (моделировал), планировал, в какой последовательности ему нужно осуществлять работы, делал расчеты, организовывал процесс производства, т.е. выполнял сам разнообразные управленческие функции и функцию непосредственного производителя.

Мы "набросали" социальный портрет предприятия в зародыше. Мастерская не является предприятием как постоянно возобновляемый процесс производства на расширенной основе. Таковым выступает мануфактура. Она появляется путем объединения мастеров в большие цеха, благодаря чему осуществлялась экономия (одно помещение, освещение, отопление и т.д.) Плюс дух соревнования. Возникает необходимость скоординировать действия, согласовать виды работ. Социальные характеристики: работники непосредственно соединяются с орудиями труда. Появляется функция совместного владения. Работники - активные субъекты производственного процесса. Реализуются управленческие функции. Постепенно возникает необходимость разделения управленческих функций и их обособление от функций труда, так как усиливается разделение труда внутри мануфактуры. Происходит процесс обобществления отношений частной собственности. Частная собственность укрупняется. Происходит отделение функций собственности и функций управления. Это разделение функций знаменует собой становление капиталистической фабрики, которая основана на общественном разделении труда и применении машин. Завершается отделение функций собственности от функций непосредственно производительного труда. Появляется наемный работник. При этом собственник как главный управляющий выполняет такие важнейшие функции управления, как планирование (чаще всего неформализованное, это – определение целей и наиболее эффективных или оптимальных с точки зрения собственника способов, механизмов их достижения), функцию организации, связанную с особой комбинацией факторов производства, функцию координации, функцию руководства. Меняется положение работника. Он соединяется опосредованно с вещественными факторами производства. Таким опосредующим звеном является капитал.

Капитал формирует цели производства и выдвигает на авансцену фигуру предпринимателя. Движущим мотивом и определяющей целью капиталистического процесса производства является возможно большее самовозрастание капитала, т.е. возможно большая эксплуатация рабочей силы капиталистом. Управление капиталиста есть не только особая функция, возникающая из природы общественного процесса труда, оно есть функция эксплуатации, обусловлено неизбежным антагонизмом между эксплуататором и наемными работниками. Кооперация есть результат действия капитала, применяющего наемных рабочих одновременно. Связь их функций и их единство как производительного совокупного организма лежит вне их самих, в капитале, который их объединяет и удерживает вместе. Поэтому связь их работ противостоит идеально как план, практически – как авторитет капиталиста, как власть чужой воли, подчиняющей их деятельность своим целям.[4]

Капиталистическое предприятие и предпринимательство анализирует в своей работе "Теория экономического развития" Й Шумпетер. Развитие производства связывается им с особой комбинацией факторов производства, обеспечивающей качественные изменения на предприятии посредством инноваций. Механизм развития связан не с накоплением, а с иным, качественно новым применением масс труда. Предприятие - осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются. Процесс производства осуществляется таким образом, что человек, преобразуя предметы труда, опредмечивает себя в продукте. Таким образом, он не только воплощает, реализует свой потенциал, но и развивается сам. Следовательно, в процессе производства складываются и воспроизводятся производственные отношения: экономические и социальные.

В процессе развития капиталистического производства развивается и изменяется капиталистическое предприятие. Усложняются производительные силы, усложняются социально-экономические отношения, усиливается противоречивый характер связей в общественном производстве. Частная собственность начинает себя отрицать. Появляется и развивается акционерная собственность. Появляется корпорация как новая форма обобществленного производства, базирующаяся на акционерной собственности. По мере научно-технического прогресса, освоения новых наукоемких технологий, повышения общеобразовательного и квалификационного уровня работников, совершенствования менеджмента, преобразования социальных отношений как в обществе, так и в производственных ячейках формируется постиндустриальное предприятие.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: