Методы социального управления

Методы управления классифицируются по ряду признаков.

1. По типу воздействия методы подразделяются на прямые и косвенные. И прямые, и косвенные методы управленческого воздействия базируются на учете социально-экономических потребностей, интересов и целей субъекта и объекта управления. Прямые методы означают непосредственное воздействие на субъекта посредством конкретных инструментов, как- то устное либо письменное распоряжение, приказ, план, программа, где четко обозначены направления, цели и механизмы их достижения. Косвенные методы воздействия предполагают формирование субъектом управления условий, при которых объекту выгодно действовать в нужном для реализации целей направлений.

2. По направленности различают методы властной, материальной и моральной мотивации. Методы властной мотивации основаны на использовании властных отношений. Методы материальной мотивации основаны на материальном интересе и материальном стимулировании. Методы моральной мотивации основаны на использовании моральных, нравственных норм, устоев, опираются на социально-психологические отношения.

3. По содержанию различают организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления.

Остановимся более подробно на характеристике организационно-административных, экономических и социально-психологических методах.

Организационно-административные методы управлениявключают в себя организационную и административную компоненты и базируются на организационных и административных отношениях между руководителем и исполнителем.

Первая концепция организационных методов была разработана в 20-х гг. П.М. Керженцевым. В ней нашли отражение: опыт использования оргметодов в военной, партийной сферах и зарубежной практике. Они используются на разных уровнях, в том числе и в социальном менеджменте. Они представляют собой совокупность мер, способов и приемов, с помощью которых создается, направляется и разрушается организация. В состав оргметодов он включал:

1. Организационный план (организационное планирование).

2. Инструктирование.

3. Формы инструктирования: лозунг, директива, постановление, приказ инструкция.

4. Распределение сил.

5. Организация заново и реорганизация.

6. Ориентация.

7. Переговоры.

8. Методы дезорганизации.

9. Организационные приемы.

В современном менеджменте организационно-административные методы включают в себя: оргметоды; методы организационно-стабилизирующего воздействия; методы административно-распорядительного воздействия; методы дисциплинарного воздействия.

Оргметоды направлены на создание той или иной системы организационных структур с помощью конкретных приемов проектирования структур (целевого, нормативно-расчетного, функционального, информационно-операционного).

Методы организационно-стабилизирующего воздействия отражают статику управления и включают в себя следующие процессы: регламентирование, нормирование, инструктирование. Организационное регламентирование определяет границы управления на каждом иерархическом уровне и включает положения о предприятии, отделе, цехе и т.д., типовые организационные структуры. Акты регламентирования позволяют определять структурный состав предприятия, зафиксированные функции, обязанности, ответственность подразделений и менеджеров. Организационное нормирование определяет нормы потребления ресурсов и систематизирует информационные потоки на предприятии. Организационное инструктирование определяет порядок выполнения действий, функций, задач.

Методы административно-распорядительного воздействия направлены на регулирующие, контрольные, распорядительные действия в процессе управления и отражают его динамику. Они оформляются в виде приказа, распоряжения, указания. Приказ издается только руководителем предприятия, согласовывается с юристом. Распорядительная часть приказа начинается со слова «приказываю». Требования к решению оперативных вопросов осуществляются с помощью распоряжения, которые издает заместитель руководителя, менеджер в пределах своих прав, обязанностей и ответственности. Распорядительная часть начинается со слов «предлагаю», «обязываю». Распоряжения не согласовываются с юристом, может быть обжалованы у вышестоящего начальника. Указание (устное или письменное) - наиболее оперативная и действенная форма распорядительного воздействия.

Методы дисциплинарного воздействия представляют собой такие способы воздействия субъекта на объект управления, которые обеспечивают подчинение участников производственного процесса порядку, определенным нормам. Дисциплина - это соблюдение установленного порядка действий. Она классифицируется на плановую, финансовую, договорную, технологическую, штатную. Методы дисциплинарного воздействия связаны с дисциплинарной, административной, юридической ответственностью.

Экономические методы - это способы воздействия на социально-экономические интересы людей, социальных общностей, выступающих объектом управления. Данные методы опираются на технико-экономический и социально-экономический анализ. Реализуются посредством хозрасчета, экономического планирования, материального стимулирования, финансово-кредитного, налогового, ценового регулирования.

Социально-психологические методы управления - это способы воздействия на социальные группы, общности и отдельных индивидов на основе использования социально-психологических знаний, т.е. информации о социально-психологических особенностях людей и их проявлениях в индивидуальном и социальном поведении. Эти методы ориентированы на формирование положительной мотивации к эффективному труду, к развитию и более полному использованию творческого потенциала личности, к созданию стабильных, устойчивых социальных связей.

Структура социально-психологических методов:

Методы социального нормирования. Основаны на использовании социальных норм в целях упорядочения социальных отношений в коллективе, в группе. Примеры: кодекс трудовой чести, миссия фирмы, научная этика.

2. Воспитательные методы. Ориентированы на идеологическое воздействие на личность. Их применение служит освоению определенных идей, ценностей, этических и моральных норм. Это такие приемы, как агитация. Пропаганда, убеждения.

3. Методы социального регулирования. Основаны на познании социальных противоречий в конкретной социальной группе или общности и выявлении возможностей предотвращения конфликтов. К числу этих метод относятся: заключение договоров, принятие обязательств, формирование уставов общественных организаций и др.

4. Методы активизации новаторства. Основаны на познании особенностей инновационной деятельности и формировании положительной мотивации к новаторству. К ним относятся моральное и статусное стимулирование, обмен опытом и др.

5. Методы обеспечения социальной преемственности. Ориентированы на поддержание традиций, положительно зарекомендовавших себя, на сохранение определенных норм. Эти методы включают: организацию различных мероприятий, конкурсов, чествований. Например, смотры-конкурсы на лучшего по профессии, чествование ветеранов и т.д.

6. Методы комплектования малых групп и коллективов. Ориентированы на определение оптимальных количественных и качественных соотношений между членами малых групп. Опираются на изучение психики и психологии людей, возможностей совмещения различных типов личностей в одной группе.

7. Методы гуманизации труда. Направлены на то, чтобы повысить положительную мотивацию к труду посредством повышения его привлекательности. Для этого используется музыка, цветовые приемы, дизайнерские решения,. Изменяют сам процесс труда таким образом, чтобы свести к минимуму монотонность, однообразность трудовых операций.

8. Методы психологического побуждения работников. Ориентируются на формирование мотивов труда, внутренней заинтересованности в труде. К ним относятся целенаправленное формирование ценностных установок, создание определенной символической среды, способствующей положительной трудовой мотивации, критика и самокритика.

9. Методы профессионального отбора и адаптации работников. Ориентируются на максимальное использование личностного потенциала в трудовом процессе. Это - профориентация, отбор людей, по своим психологическим качествам в наибольшей мере соответствующим выполняемой работе, планирование профессиональной карьеры, наставничество и др.

В системе управление, как правило, данные методы комбинируются, используемые методы не существуют друг без друга, они взаимодополняют друг друга. Однако в зависимости от того, каким методам отдается предпочтения, какие методы играют ведущую роль в управлении, формируется определенная модель управления.

Классические методы управления основаны на характеристике человека как экономического, рационального, вследствие этого в системе управления преимущество отдавалось экономическим и организационным методам. Организационные методы предназначены для обеспечения порядка, нормальной работы коллектива. Экономические методы формируют экономическую заинтересованность в эффективном труде. И большего, по мнению сторонников классической школы, не надо, так как человек вступает в экономические отношения только как экономический человек.

Современная модель управления основывается на том, что поведение человека далеко не рационально. Истоки нерациональности лежат в его духовном, внутреннем мире. Поэтому нужно использовать преимущественно те методы, которые эту «иррациональность» улавливают. И здесь ведущую роль играют социально-психологические методы управления, т.е. методы, в основе которых лежат культурная составляющая. Экономические меты подстраиваются под них.

Поскольку человек - целостное существо, обладающее и рациональным и иррациональным поведением, это находит воплощение в системе методов, в которой каждый из них играет свою функциональную роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: