Тема 1. Муниципальное право как отрасль российского права, наука и учебная дисциплина

Иностранцы не вправе быть инициаторами проектов зако­нов (ст. 97, 99 Конституции Республики Беларусь), не могут выступать организаторами митингов, шествий и демонстраций.

Политические права и свободы иностранцев

В сфере политических прав и свобод права иностранцев в наибольшей степени ограничены по сравнению с правами граж­дан Республики Беларусь. Это объясняется тем, что традици­онно право на управление государственными делами всегда «ре­зервируется» за собственными гражданами. В частности, инос­транцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также прини­мать участие в референдумах (ст. 19 Закона о правовом поло­жении иностранных граждан). Единственное исключение из этого правила установлено ст. 58 Избирательного кодекса Рес­публики Беларусь, согласно которой граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право участвовать в выборах депутатов местных Сове­тов депутатов в соответствии с международным договором Рес­публики Беларусь и Российской Федерацией.

Иностранцы могут вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения, созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами. Однако не допускается членство иностранцев в политических партиях Республики Беларусь и иных обществен­ных объединениях, преследующих политические цели, а также финансирование ими их деятельности (ст. 9 Закона о право­вом положении иностранных граждан, ст. 13 Закона Респуб­лики Беларусь «О политических партиях»).

5.4. Социально-экономические права и свободы иностранцев

Объем социально-экономических прав и свобод, которыми обладают иностранцы, в решающей степени зависит от режи­ма их пребывания. Так, постоянно проживающие в Республи­ке Беларусь иностранцы имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь,

здоровья, право на образование, право на отдых, право на жи­лище и другие права, закрепленные в Конституции Республики Беларусь. Отдельные исключения из этого правила могут быть закреплены в законодательных актах либо международных до­говорах Республики Беларусь. Так, например, Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств — учас­тников СНГ, подписанное в марте 1997 г. предусматривает, что плановая медицинская помощь лицам, постоянно прожи­вающим на территории Беларуси на основании вида на жи­тельство, оказывается на платной основе.

Социально-экономические права иностранцев, временно пре­бывающих и временно проживающих в Республике Беларусь и занимающихся на законных основаниях трудовой, предприни­мательской и иной деятельностью на территории Республики Беларусь, определяются законодательными актами и междуна­родными договорами Республики Беларусь.

Определенные ограничения для иностранцев существуют в сфере права на труд. Согласно ст. 20 Закона о правовом поло­жении иностранных граждан иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законода­тельством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

В частности, согласно ст. 48 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-3 «О прокуратуре Республики Бела­русь», с изм. и доп. на 31 декабря 2009 г. № 114-3, на долж­ности прокурорских работников могут назначаться только граж­дане Республики Беларусь.

Согласно ст. 51 Кодекса торгового мореплавания Респуб­лики Беларусь должности капитана судна, старшего помощни­ка капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста могут занимать только граждане Республики Беларусь, если иное не предусмотрено белорусским законодательством.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 12 Кодекса Республики Бела­русь о земле «земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, яв-

родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных на­следодателю в частную собственность, если иное не установле­но законодательными актами».

5.5. Обязанности иностранцев На иностранцев распространяетсябольшинствообязанностей,предусмотренных законодательством для белорусских граждан. В частности, они обязаны:

— соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные акты
законодательства;

— уважать ее национальные традиции;

— уважать достоинство, права, свободы, законные интересы дру­
гих лиц;

— беречь историко-культурное, духовное наследие и другие на­
циональные ценности;

— охранять природную среду (ст. 52-55 Конституции Респуб­
лики Беларусь, ст. 22 Закона о правовом положении иност­
ранных граждан).

Вместе с тем на них распространяются и дополнительные обязанности, специально предусмотренные для иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, временно пребывающие в Республике Беларусь иностранцы обязаны зарегистрироваться в органах регистрации, а также выехать из Республики Бела­русь до окончания срока временного пребывания или времен­ного проживания в Республике Беларусь.

Иностранец при въезде в Республику Беларусь заполняет миграционную карту, которая вместе с документом для выезда за границу предъявляется сотруднику органа пограничной служ­бы в пункте пропуска через Государственную границу.

При выезде из Республики Беларусь иностранец обязан сдать миграционную карту сотруднику органа пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу (ч. 1—2 ст. 29 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Иностранцы, временно пребывающие в Беларуси, обязаны при въезде в нашу страну заключить договор обязательного медицинского страхования на случай оказания им скорой и неотложной медицинской помощи государственными лечебно-профилактическими учреждениями Республики Беларусь при пересечении государственной границы иметь страхо­вой полис, подтверждающий заключение такого договора.

В то же время иностранцы, находящиеся в Республике Бе­ларусь, не исполняют воинской обязанности.

§ 6. Право убежища

Под правом убежища понимается суверенное право лю­бого государства предоставить возможность въезда и бе­зопасного проживания на своей территории по просьбе ино­странного гражданина либо лица без гражданства, пресле­дуемого в другом государстве по политическим, религиоз­ным, научным и иным подобным мотивам.

Институт права убежища известен на всех этапах суще­ствования государств. Он был известен в древнейших государ­ствах Востока, в Греции, Риме.

В зависимости от места предоставления убежища оно назы­вается религиозным - на территории храма, дипломатическим — на территории дипломатического представительства, военного судна или военного самолета, территориальным — на террито­рии иностранного государства.

Первоначально наиболее распространенным было религи­озное убежище, известное уже в X в. до н.э. Так, в Палестине оно предоставлялось в иерусалимском храме. В греческих по­лисах убежищем считались храмы различных богов, их ста­туи. Религиозное убежище, наряду с территориальным, широко использовалось в феодальный период развития общества.

В эпоху буржуазных революций XVIII в. институт убежи­ща стал закрепляться в конституциях государств, первыми из которых стала Франция. В ст. 120 якобинской Конституции было сказано: «Французский народ предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы, он отказывает в таковом тиранам».

Уже к середине XIX в. право политического убежища ста­ло общепризнанным институтом международного права. Од­нако лишь после Второй мировой войны в рамках ООН была предпринята попытка унификации института убежища.

принятую 10 де­кабря 1948 г. ГА ООН, была включена ст. 14, посвященная праву убежища. Она гласила:

«1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае пресле­дования, в действительности основанного на совершении непо­литического преступления, или деяния, противоречащего це­лям и принципам Организации Объединенных Наций».

Право убежища регулируется Декларацией о территори­альном убежище, принятой ГА ООН 14 декабря 1967 г.

В ст. 1 Декларации подчеркивается, что предоставление убе­жища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеоб­щей декларации прав человека, является суверенным правом каждого государства и должно уважаться всеми другими госу­дарствами. В то же время не могут пользоваться правом на убежище лица, в отношении которых существуют серьезные основания полагать, что они совершили преступления против мира, человечества либо военные преступления.

Лица, получившие убежище, обладают особым правовым статусом, основные черты которого таковы:

1) они не должны выдаваться и высылаться в страну, где смо­
гут подвергнуться преследованию;

2) они должны пользоваться основными правами и свободами
человека в объеме не меньшем, чем другие иностранцы, про­
живающие в данной стране;

3) им может быть разрешена политическая деятельность, од­
нако они не вправе заниматься деятельностью, противоре­
чащей целям и принципам ООН.

В современном мире традиционным и наиболее распростра­ненным видом убежища является территориальное убежище.

В то же время в ряде стран Латинской Америки сохрани­лась и практика предоставления дипломатического убежища. Договорное закрепление оно получило в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., в конвенциях, заключенных в Монтевидео в 1933 и 1938 гг., и Конвенции о дипломатическом убежище, заключенной в Каракасе в 1954 г., которая подтвердила поло­жения Конвенции 1928 г.

В соответствии с Гаванской конвенцией 1928 г. инсти­тут убежища распространяется на дипломатические пред­ставительства, военные корабли, военные лагеря и военные самолеты.

По ст. 2 Конвенции допускается предоставление убежища лицам, преследуемым по конвенциям или законам государства пребывания, при следующих условиях:

1. Убежище может быть предоставлено только в экстренных
случаях и на период времени, необходимый для того, чтобы
данное лицо могло бы обеспечить свою безопасность каким-
либо иным путем; причем только в той стране, которая
признает право убежища.

2. Как только предоставлено убежище, дипломатический агент,
командир военного корабля, военного лагеря или самолета
должен сообщить об этом министру иностранных дел госу­
дарства, гражданином которого является данное лицо, или
местным властям, если предоставление убежища имело мес­
то вне столицы.

3. Правительство государства пребывания может требовать,
чтобы укрывшееся лицо было выслано за пределы страны, а
дипломатический агент государства, предоставившего убе­
жище, в свою очередь может требовать гарантий безопасно­
сти для отъезда укрывшегося лица с соблюдением непри­
косновенности его личности.

4. Укрывшееся лицо не может быть высажено на территории
данной страны или в каком-либо месте, расположенном
слишком близко от ее границ.

5. Укрывшемуся во время пользования убежищем не разре­
шается совершать действия, противоречащие общественной
безопасности.

6. На государства не ложится никакой обязанности нести рас­
ходы, вызванные предоставлением кому-либо убежища 1.

Следует отметить, что большинство стран мира (включая и нашу страну) не признает дипломатического убежища и расце­нивает его как вмешательство во внутренние дела государства. Такая позиция подкрепляется ссылками на Венскую

о дипломатических сношениях 1961 г., п. 3 ст. 41 кото­рой гласит, что «помещения представительства не должны ис­пользоваться в целях, несовместимых с функциями представи­тельства...»

§ 7. Право убежища в законодательстве Республики Беларусь

Во всех конституциях белорусского государства, принятых в XX в., провозглашался институт права убежища. Орга­ном, который вплоть до 1994 г. решал вопрос о предоставле­нии убежища, был Президиум Верховного Совета. Конститу­ция Республики Беларусь закрепила право белорусского госу­дарства «предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убежде­ния или национальную принадлежность».

Порядок предоставления убежища регулируется Положе­нием о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и ли­шении, утвержденном Указом Президента Республики Бела­русь от 5 апреля 2006 г. № 204 ' (далее — Положение о предо­ставлении убежища). Согласно данному документу убежище может предоставляться иностранцам, которые:

1) находятся на территории Республики Беларусь;

2) вынуждены покинуть государство гражданской принадлеж­
ности или государство прошлого обычного места житель­
ства вследствие преследования их за политические, религи­
озные убеждения либо национальную принадлежность.

Иностранец, желающий получить убежище в нашей стра­не, обязан лично обратиться в орган внутренних дел по месту временного пребывания с письменным заявлением на имя Пре­зидента Республики Беларусь, к которому прилагаются доку­менты, подтверждающие наличие оснований для его предос­тавления.

При рассмотрении заявления орган внутренних дел выяс­няет обстоятельства прибытия, причины нахождения

ранца в Республике Беларусь, сведения, характеризующие ино­странца, источники его существования, а также запрашивает у государственных органов, иных организаций документы и (или) сведения, необходимые для рассмотрения вопроса о предостав­лении иностранцу убежища.

Для принятия положительного решения по данному вопро­су необходимо также получить заключение МИД и КГБ Рес­публики Беларусь о целесообразности предоставления иност­ранцу убежища. Получив указанные документы, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Республики Беларусь при наличии оснований для предоставления убежища вносит на рассмотрение Главы государства соответствующий проект указа.

Убежище не предоставляется иностранцам:

1) в отношении которых имеются объективные основания
предполагать, что они:

совершили преступление против мира, военные преступле­ния или преступления против человечности в определении, данном этим деяниям в международных актах, заключен­ных в целях принятия мер в отношении подобных преступ­лений;

совершили тяжкое преступление неполитического характе­ра за пределами Республики Беларусь до прибытия на ее территорию;

виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;

2) привлеченным в Республике Беларусь в качестве обви­
няемых по уголовному делу либо в отношении которых имеет­
ся вступивший в законную силу обвинительный приговор суда
Республики Беларусь;

3) имеющим гражданство третьего государства, где они не
преследуются за политические, религиозные убеждения или
национальную принадлежность;

4) получившим отказ в признании беженцами в Республи­
ке Беларусь вследствие отсутствия вполне обоснованных опа­
сений стать жертвой преследования в государстве своей граж­
данской принадлежности или государстве прежнего обычного
места жительства по признаку расы, вероисповедания

национальности, принадлежности к определенной со­циальной группе или политических убеждений;

5) утратившим или лишенным статуса беженца в Респуб­лике Беларусь.

Согласно Положению о предоставлении убежища лица, по­лучившие убежище, по своему правовому статусу приравнива­ются к иностранцам, постоянно проживающим в Республике Беларусь. Предоставление иностранцу убежища распространя­ется на прибывших вместе с ним членов его семьи. Лицам, получившим убежище, выдается разрешение на постоянное про­живание в Республике Беларусь и вид на жительство в Респуб­лике Беларусь.

Положение о предоставлении убежища также устанавлива­ет основания для утраты или лишения убежища. Так, иност­ранец утрачивает убежище в случае:

- добровольного возврата в государство своей гражданской
принадлежности или государство своего прежнего обычного
места жительства;

- выезда на постоянное жительство в другое государство;

- прекращения обстоятельств, на основании которых ему было
предоставлено убежище в Республике Беларусь;

- добровольного отказа от убежища в Республике Беларусь;

- приобретения гражданства Республики Беларусь или граж­
данства другого государства;

- временного выезда из Республики Беларусь и невозвраще­
ния в Республику Беларусь по истечении года после оконча­
ния срока действия проездного документа Республики Бела­
русь.

Иностранец лишается убежища, если он:

- сообщил заведомо ложные сведения или предъявил подлож­
ные либо поддельные документы, послужившие основанием
для предоставления ему убежища в Республике Беларусь;

- создает угрозу национальной безопасности Республики Бе­
ларусь;

- совершил тяжкое или особо тяжкое преступление и в отно­
шении его имеется вступивший в законную силу обвини­
тельный приговор суда Республики Беларусь;

- является или являлся членом террористической либо иной
организации, имевшей целью насильственное изменение кон­
ституционного строя или ведущей пропаганду войны, соци­
альной, национальной, религиозной и расовой вражды;

- причастен к незаконной торговле оружием, боеприпасами
или взрывчатыми веществами, незаконному обороту нарко­
тических средств, психотропных веществ, их прекурсоров,
организации незаконной миграции иностранцев;

- занимается деятельностью, противоречащей общепризнан­
ным принципам международного права.

Иностранец, в отношении которого принято решение об ут­рате или о лишении убежища и не имеющий иных законных оснований для пребывания в Республики Беларусь, обязан по­кинуть ее территорию в течение одного месяца со дня получе­ния уведомления о принятии соответствующего решения вмес­те с членами семьи, получившими разрешение на постоянное проживание в Беларуси.

§ 8. Международная защита прав беженцев

Беженцы относятся к наиболее уязвимым категориям на­селения и рассматриваются как самая большая трагедия чело­вечества в наше время. Причиной массовых потоков беженцев всегда являлись чрезвычайные ситуации, связанные с мировы­ми и локальными войнами, межэтническими и религиозными конфликтами, диктаторскими политическими режимами, со­провождавшимися грубым нарушением основных прав человека, что вынуждало людей покидать свою родину, часто безо всяких средств к существованию, спасаясь от гонений и преследований.

Проблема беженцев впервые остро проявилась после Пер­вой мировой войны, однако до сих пор она продолжает сохра­нять свою актуальность. Согласно статистике ООН в конце 2004 г. в мире насчитывалось около 17 млн. классических беженцев, лиц, ищущих убежища, внутренне перемещенных лиц, лиц без гражданства. Отсюда очевидна справедливость слов Папы Иоанна Павла II, назвавшего проблему беженцев «позор­ной раной нашего времени»1.

Трагичное положение беженцев, а также осложнение взаи­моотношений между государствами, вызванное их массовыми потоками, привели к осознанию международным сообществом необходимости создания универсального международно-право­вого механизма по защите прав беженцев, а также разработки международных и национально-правовых процедур по предос­тавлению убежища и статуса беженца.

Международно-правовой механизм защиты прав беженцев является частью механизма международной защиты прав че­ловека и функционирует в двух направлениях: разработка кон­венций и деклараций, закрепляющих международные обяза­тельства в области прав беженцев, и контрольная деятельность международных органов за соблюдением государствами меж­дународных обязательств по правам человека.

Вместе с тем международная защита прав беженцев имеет ряд особенностей в силу специфики статуса беженца. Во-пер­вых, в признании и объеме статуса убежища определяющую роль играет государство. Международные документы лишь ори­ентируют государство на разработку законодательства в соот­ветствии с конвенционными положениями либо конкретизиру­ют критерии и принципы, которыми государства должны ру­ководствоваться (заключения, руководства Исполнительного комитета УВКБ ООН).

Во-вторых, беженцы лишены, защиты со стороны своего государства, что усиливает важность международной защи­ты, их прав и обусловливает широту функций международных органов, оказывающих содействие и помощь беженцам в реше­нии социальных и экономических проблем, в отличие от пол­номочий международных контрольных органов, ограничиваю­щихся надзором за соблюдением государствами международ­ных обязательств.

Первые соглашения были разработаны в рамках Лиги На­ций в период с 1922 по 1939 гг. Среди них наиболее важным является Конвенция 1933 г. о международном статусе бежен­цев, ставшая моделью для будущих международных соглаше­ний в этой области. В ней впервые были закреплены ряд социально-экономических прав беженцев и устанавливалось обязательство государств не выдворять беженцев, постоянно проживающих на их территориях, и отказывать им во въезде на свои территории. Однако конвенции, принятые в рамках

Лиги Наций, не получили должного применения вследствие их фактического непризнания государствами.

Решающую роль в формировании современной системы за­щиты прав беженцев сыграла ООН, на которую Уставом ООН была возложена функция по осуществлению международного сотрудничества государств в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без разли­чия расы, пола, языка и религий». В 1946 г. на основании резолюции ГА ООН был разработан и принят Устав Междуна­родной организации по делам беженцев, ставшей специализи­рованным учреждением ООН. Основной задачей МОБ провоз­глашалось «быстрое и положительное разрешение проблемы подлинных беженцев и перемещенных лиц» 1. Сначала основ­ной функцией МОБ была репатриация, но затем проблемы послевоенной Европы акцентировали ее деятельность на воп­росы переселения. Под ее эгидой были расселены десятки ты­сяч беженцев и перемещенных лиц. Однако деятельность МОБ носила временный характер, поэтому уже в конце 40-х гг. в ООН стал обсуждаться вопрос о необходимости создания но­вой международной организации.

Резолюцией ГА ООН 319 (IV) от 3 декабря 1949 г. было создано Управление Верховного Комиссара ООН по делам бе­женцев. Согласно Уставу, одобренному резолюцией ГА ООН от 16 декабря 1950 г., УВКБ является вспомогательным орга­ном ГА ООН и находится в подчинении как у ГА ООН, так и ЭКОСОС ООН.

В соответствии с положениями Устава Верховный комис­сар ООН по делам беженцев:

а) обязан следовать руководящим директивам ГА ООН или
ЭКОСОС ООН (п. 3);

б) действует под руководством ГА ООН;

в) избирается ГА ООН, а новые структурные подразделения
УВКБ ООН учреждаются на основе резолюций ЭКОСОС ООН
(п. 4, 13);

г) не может обращаться к правительствам с просьбой о предо­
ставлении средств или выступать с призывами общего ха­
рактера без предварительного разрешения ГА ООН (п. 10);

д) ежегодно отчитывается о своей деятельности перед ГА ООН, представляя ей свой доклад через ЭКОСОС ООН (п. 11).

В качестве обязанностей Верховного комиссара устанавлива­ются предоставление международной защиты беженцам, подпа­дающим под определение понятия «беженец», закрепленное в Уставе; изыскание окончательного разрешения проблем бежен­цев путем оказания содействия правительствам и с их согласия частным организациям; содействие добровольной репатриации беженцев и их ассимиляции в странах убежища (п. 1).

Обязанности Верховного комиссара по международной за­щите беженцев реализуются в рамках функций (компетенции) УВКБ ООН, детально регламентируемых Уставом, которые ус­ловно можно объединить в пять групп:

— участие в правотворческом процессе по защите беженцев:
содействие заключению и ратификации международных
конвенций, заключение специальных соглашений с государ­
ствами, направленных на облегчение положения беженцев и
сокращение их числа (пп. a, b п. 8);

— оказание помощи беженцам: содействие допуску беженцев на
территории различных государств, получение ими разреше­
ния для перевоза имущества, особенно необходимого для их
расселения, содействие правительственным и частным ли­
цам и организациям в добровольной репатриации беженцев,
ассимиляции их в странах убежища, а также непосредствен­
ная деятельность по репатриации и расселению по определе­
нию Генеральной Ассамблеи (пп. с—е п. 8, п. 9);

— надзорная функция: получение от правительства информа­
ции относительно беженцев на территории государства и
законодательства в этой области (пп. i п. 8);

— финансовые функции: получение добровольных обществен­
ных и частных средств для оказания помощи беженцам и
распределение их между частными и, если это необходимо,
государственными учреждениями, которые, по мнению Вер­
ховного комиссара, «являются наиболее квалифицирован­
ными для оказания такой помощи» (п. 10);

— установление и развитие сотрудничества с заинтересованны­
ми государствами и межправительственными организация­
ми, а также с частными организациями по вопросам бежен­
цев, и координация усилий тех из них, которые занимаются
попечительством в отношении беженцев (пп. g—i п. 8).

Причем в Уставе подчеркивается, что деятельность Вер­ховного комиссара аполитична и носит «гуманитарный и со­циальный характер» (п. 2).

Первоначально предполагалось, что деятельность УВКБ ООН будет носить краткосрочный характер и завершится после того, как УВКБ ООН выполнит свою основную задачу — поможет переселению и обустройству 1,2 млн. европейцев, вынужден­ных покинуть свои страны или депортированных фашистской Германией в ходе Второй мировой войны.

Однако прогнозы на быстрое решение проблемы беженцев не оправдались. Многочисленные кризисные ситуации, возник­шие в 50-80-х гг. XX в. в результате локальных межгосудар­ственных и внутренних вооруженных конфликтов, особенно в Азии и Африке, сопровождавшихся грубым нарушением прав человека, национально-освободительные движения, экологичес­кие катастрофы вызывали массовые потоки вынужденных миг­рантов, включая беженцев.

ГА ООН периодически продлевала срок полномочий УВКБ ООН на пятилетний срок, а в 2003 г. приняла резолюцию о том, что мандат УВКБ ООН будет действовать до тех пор, пока проблема беженцев не будет решена окончательно.

Эволюция функций УВКБ ООН на современном этапе осу­ществляется в направлении как расширения категорий вы­нужденных мигрантов, которым Управление предоставляет международную защиту и помощь, так и в появлении новых функций и углублении уставных.

В настоящее время в сфере деятельности УВКБ ООН поми­мо беженцев находятся несколько категорий вынужденных переселенцев, а именно:

1) лица, перемещенные внутри страны (внутренне перемещен­
ные лица) — лица, вынужденные покинуть места своего про­
живания, спасаясь от насилия, вызванного внутренними во­
оруженными конфликтами, кризисом политической систе­
мы, и переезжающие в другие районы государства своего
гражданства или обычного места проживания, не затрону­
тые военными действиями, отличающиеся более стабиль­
ной ситуацией;

2) лица без гражданства;

3) возвращающиеся лица, которые добровольно возвращаются в страну происхождения, и сохраняющие право на междуна­родную защиту в течение ограниченного времени после ре­патриации; переселенные лица — переселенные из страны первого убежища в третьи безопасные страны; другие лица, чье положение сравнимо с беженцами, с положением бежен­цев, но они не подпадают под критерии беженца, закреплен­ные в Уставе УВКБ ООН (например, жертвы вооруженных конфликтов, беспорядков в стране проживания, лица, кото­рым угрожают пытки или смертная казнь в стране прожи­вания, жертвы экологических катастроф)1.

Таким образом, в современных условиях мандат УВКБ ООН распространяется на широкий круг лиц, определяющих со­став вынужденной миграции.

Следует отметить, что помимо УВКБ, занимающего цент­ральное место в системе защиты прав беженцев, помощь бе­женцам оказывают и другие международные органы и органи­зации, входящие в систему ООН. В частности, к ним относятся БАПОР, действующее с 1950 г. на территории Ливана, Сирии, Египта, сектора Газы. Причем палестинские беженцы исклю­чены из компетенции УВКБ и Конвенции о статусе беженцев 1951 г. 2

Существенную помощь беженцам оказывают и такие орга­ны и организации, как ЮНИСЕФ — социальное обеспечение детей-беженцев; ВОЗ — медицинская помощь при чрезвычай­ных обстоятельствах; ЮНЕСКО - образовательные програм­мы; МОТ - профессиональное обучение; ВПП - обеспечение беженцев продовольствием.

Следует отметить и роль такой международной универ­сальной организации, работающей в тесном сотрудничестве с УВКБ, как MOM, занимающейся координацией сотрудничества государств по вопросам миграционной политики, управлени­ем и регулированием миграционных процессов в современном мире3.

Однако механизм международной защиты прав беженцев был бы неэффективным без разработки универсальной кон­венции, детально регламентирующей статус беженца. Такая Конвенция была принята 2 июня 1951 г. на международной конференции в Женеве.

В Конвенции о статусе беженцев с использованием предше­ствующей правовой базы давалась трактовка понятия бежен­ца, определялись права и обязанности государств в отношении беженца.

В определении понятия «беженец», по Конвенции, подчер­кивалась преемственность с предшествующими соглашениями и Уставами МОБ и УВКБ. Идентичность выражалась во вре­менных ограничениях, традиционных критериях. В соответ­ствии с пп. 2 п. А ст. 1 под беженцами понимались те лица, которые в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г. в Европе, и в силу вполне обоснованных опасений стать жерт­вой преследований по признаку расы, вероисповедания, граж­данства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей граж­данской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вслед­ствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожитель­ства, в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений.

В Конвенции регламентируются и негативные критерии, идентичные закрепленным в Уставе УВКБ ООН. Статус бежен­ца не предоставлялся лицам, которые добровольно воспользо­вались защитой своей страны либо добровольно вернулись в нее, или, лишившись своего гражданства, вновь добровольно его приобрели; или приобрели новое гражданство и пользуют­ся защитой страны своей новой гражданской принадлежнос­ти; или не могут более отказываться от пользования защитой своей страны, ибо опасения преследования, на основании кото­рых они были признаны беженцами, перестали иметь место, за исключением случаев, когда лицо рассматривалось беженцем в силу Соглашений 1926 и 1928 гг., Конвенций 1933 и 1938 гг. либо Устава МОБ и в состоянии привести достаточ­ные основания, вытекающие из прежних преследований, для своего отказа пользоваться защитой страны своей

кой принадлежности. Исключались из категории беженцев лица, совершившие международные преступления: преступления про­тив мира, военные преступления или преступления против че­ловечности; тяжкие преступления неполитического характера до того, как они прибыли в страну, дающую убежище; либо виновные в совершении деяний, противоречащих целям и прин­ципам ООН (п. C-F ст. 1).

Конвенция 1951 г. не только дала развернутое определение понятия «беженец», но и впервые в полном объеме регламен­тировала права и обязанности беженцев на территории страны убежища.

При регулировании правового режима беженцев Конвенция исходит из того, что государства имеют право не только оцени­вать, насколько лицо, ищущее убежища, подпадает под при­знаки беженца, закрепленные международным правом и наци­ональным законодательством, но и установить соответствую­щий правовой режим проживания на территории государства.

Определяющая роль государства в установлении правового статуса беженцев объясняет рекомендательный характер боль­шинства статей Конвенции, а также закрепление нескольких правовых режимов, которые государство может установить для беженцев в зависимости от характера предоставляемых прав.

Конвенция устанавливает четыре правовых режима для беженцев:

1) национальный режим в отношении пользования такими
правами, как: свобода вероисповедания, право обращаться в
суд, право на начальное образование, право на социальное
обеспечение и медицинское обслуживание;

2) режим, аналогичный режиму для граждан государства обыч­
ного места проживания беженца,
распространяющийся на
авторские и промышленные права;

3) наиболее благоприятный режим в отношении права рабо­
ты по найму, права на создание и участие в ассоциациях
неполитического характера;

4) наиболее благоприятный режим или, во всяком случае, не
менее благоприятный, чем тот, которым при тех нее обстоя­
тельствах пользуются иностранцы в отношении прав на при­
обретение движимого и недвижимого имущества, а также в
отношении арендных договоров, касающихся этого имуще­
ства, права самостоятельно заниматься сельским хозяйством,

ремеслами и торговлей, учреждать торговые и промышлен­ные товарищества, права на свободные профессии; 5) такой же режим устанавливается в отношении права на жилищное обеспечение, возможности получать среднее и высшее образование, признания иностранных дипломов и степеней, освобождения от уплаты за обучение, а также пре­доставления стипендий (ст. 21, 22).

Наряду с закреплением общих прав беженцев, соответству­ющих общепризнанным стандартам прав человека, Конвен­ция устанавливает специальные права, обусловленные особым положением беженцев как лиц, которые в большинстве случа­ев утрачивают фактическую и правовую связь с государством либо не имеют документов, устанавливающих их личность, или прибывают в страну убежища незаконным путем. В частности, Конвенция налагает обязательства на государство предоста­вить беженцам, прибывшим на территорию государства закон­ным путем, свободу передвижения и свободу выбора места жи­тельства в пределах территории страны убежища и выдавать беженцам удостоверение личности, если они не обладают про­ездными документами (ст. 21). Закрепляя принцип невысылки беженцев, законно проживающих на территории государства, за исключением соображений государственной безопасности, Конвенция предписывает государству предоставить таким бе­женцам достаточный срок для выезда в другую безопасную страну (ст. 32).

На защиту интересов беженцев направлена ст. 8 Конвен­ции, запрещающая применение исключительных мер государ­ством в отношении имущества или интересов граждан иност­ранного государства, даже если беженцы являются граждана­ми этого государства.

Отдавая предпочтение правам беженцев, Конвенция зак­репляет их обязанности в отношении страны проживания,

заключающиеся в подчинении ее законам и распоряжениям, а также мерам в отношении общественного порядка (ст. 2).

Конвенция 1951 г. детально регламентирует основания для прекращения статуса беженца. К ним относятся:

1) добровольное возращение под защиту страны своей граж­
данской принадлежности;

добровольное восстановление

3) приобретение нового гражданства;

4) добровольное возвращение на жительство в страну, где он
имел опасения стать жертвой преследования;

5) невозможность более отказываться от пользования защи­
той страны своей гражданской принадлежности, ибо об­
стоятельства, на основании которых оно было признано бе­
женцем, более не существуют;

6) возможность для лица, не имеющего определенного граж­
данства, вернуться в страну своего прежнего местожитель­
ства, ибо обстоятельства, в силу которых оно было призна­
но беженцем, более не существуют (п. С ст. 1).

Таким образом, Конвенция создавала международно-право­вые и внутригосударственные гарантии защиты прав бежен­цев. Однако ориентированность Конвенции только на европей­ский регион и события до 1951 г. находилась в противоречии с ростом политической эмиграции, ставшей повсеместным явлением из-за идеологического противоборства стран социа­листической и капиталистической систем. Проблема была ре­шена принятием в декабре 1966 г. Протокола к Конвенции, вступившего в силу в 1967 г., который исключил из определе­ния беженцев положения, касающиеся географических и вре­менных ограничений (ст. 1), что придало Конвенции универ­сальный характер. На 2007 г. ее участниками являлись 147 государств.

Однако кодификационный процесс в области регламента­ции статуса беженцев осуществляется не только в рамках ООН.

Наибольшую роль в разработке расширенной международ­но-правовой трактовки понятия «беженец» сыграли те регио­нальные международные организации, государства-члены ко­торых либо содействовали своей политикой массовым переме­щениям беженцев, либо страдали от их притока с территории соседних стран.

В 1969 г. Организация африканского единства (ныне - Аф­риканский союз) приняла Конвенцию по конкретным аспек­там проблем беженцев в Африке. Данная Конвенция дополни­ла понятие беженца по Конвенции 1951 г. новыми положени­ями, учитывающими причины, порождающие вынужденную миграцию в этом регионе. Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции ОАЕ термин «беженец» применяется также к любому лицу, которое

вследствие «внешней агрессии, оккупации, иностранного гос­подства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок с какой-то части страны или во всей стране его проис­хождения или гражданской принадлежности, вынуждено по­кинуть место своего обычного проживания и искать убежище в другом месте за пределами страны своего происхождения или гражданской принадлежности».

В Латиноамериканском регионе в рамках ОАГ в 1984 г. принимается Картахенская декларация о беженцах. Несмотря на то что данный документ был принят на коллоквиуме, орга­низованном Картахенским университетом, Региональным цен­тром по исследованию третьего мира и УВКБ ООН, его назва­ние и содержание выходило за рамки традиционных актов, вырабатываемых на встречах представителей неправительствен­ных организаций. В документе рекомендовалось с учетом опы­та, накопленного в Центральноамериканском регионе по про­блемам беженцев, а также прецедента Конвенции ОАЕ 1969 г., рассмотреть вопрос о расширении понятия «беженец», которое должно относить к числу беженцев лиц, бежавших из страны, «поскольку их жизни, безопасности или свободе угрожали все­общее насилие, иностранная агрессия, внутренние конфликты, массовые нарушения прав человека или другие обстоятельства, приведшие к серьезному нарушению общественного порядка». Неоднократные ссылки Генеральной Ассамблеи ОАГ на Карта-хенскую декларацию свидетельствует о том, что в настоящее время она отражает позиции латиноамериканских государств и имеет статус международно-правового документа.

Важный вклад в расширительную регламентацию понятия беженца внесло СНГ, государства-члены которого после меж­национальных конфликтов конца XX в. в Нагорном Караба­хе, на Северном Кавказе, в Приднестровье, Грузии, Абхазии, Чечне впервые ощутили на себе груз проблем, связанных с мас­совыми потоками беженцев. Учитывая специфику федератив­ного устройства России, к ним прибавилась еще одна катего­рия лиц, неизвестная ранее в международно-правовой терми­нологии: вынужденные переселенцы. Этим объясняется назва­ние договора, принятого 24 сентября 1993 г. в рамках СНГ - Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселен­цам и одинаковый правовой режим, предусмотренный для ука­занных категорий.

Статья 7 названного Соглашения исчерпывающим обра­зом определяет понятие «беженец» для целей Соглашения. Соглашение, повторяя все критерии, предъявляемые к поня­тию «беженец» в Конвенции 1951 г., расширило его как по субъекту, распространив на членов семьи, так и по причинам, вызвавшим перемещение: вооруженные и межнациональные конфликты (ст. 1). Вынужденные переселенцы отличались от беженцев лишь по критерию гражданства: если первые по от­ношению к принимающей стране были ее гражданами (ст. 2), то последние — иностранцами.

В европейских региональных организациях (СЕ и ЕС) под­ход к разрешению проблемы новых категорий беженцев опре­делялся позицией европейских стран, считающих, что их меж­дународные обязательства распространяются лишь на бежен­цев в трактовке Конвенции 1951 г. и Протокола к ней.

СЕ так и не разработал конвенцию по правам беженцев, ограничившись выработкой рекомендаций Комитета министров, направленных на унификацию внутригосударственных проце­дур по рассмотрению ходатайств о предоставлении убежища.

Активную нормотворческую деятельность в области регу­лирования статуса беженца осуществляет ЕС, территории госу­дарств-членов которого являются наиболее привлекательными для беженцев и иных категорий вынужденных мигрантов. Цель кодификационной политики ЕС - выработать единую систему предоставления и лишения статуса беженца. В настоящее вре­мя основным международным соглашением, принятым в рам­ках ЕС, является Амстердамский договор, вступивший в силу в 1999 г., который закрепил правовую основу для гармониза­ции общей политики в отношении убежища и миграции.

Следует отметить, что Амстердамский договор определил временные рамки 5 лет (с 1999 по 2004 гг.), в течение которых государства - члены ЕС должны достичь соглашения по таким вопросам, как определение страны, на которой лежит ответ­ственность по изучению ходатайства лица о предоставлении убежища; разработку правил переезда беженцев в другие стра­ны, обмен информацией по вопросам беженцев.

Реализации положений Амстердамского договора, направ­ленных на создание единой Европейской системы предостав­ления убежища, способствовало принятие Советом ЕС ряда

регламентов и директив. Так, в 2001 г. была принята Дирек­тива «О минимальных стандартах предоставления временной защиты в случае массового притока перемещенных лиц и о мерах поддержания баланса в усилиях государств-членов в свя­зи с приемом таких лиц и последствиями такого приема», в 2003 г. - Регламент «О критериях и механизмах для определе­ния государства-члена, ответственного за рассмотрение хода­тайства о предоставлении убежища, заявленного в одном из государств-членов гражданином третьей страны», заменивший Дублинскую конвенцию 1990 г.

Особо важную роль в гармонизации законодательства стран — членов ЕС относительно предоставления статуса бе­женца сыграли следующие директивы Совета ЕС: Директива 2003 г., определяющая минимальные стандарты приема лиц, ищущих убежища; Директива 2004 г., устанавливающая ми­нимальные стандарты для квалификации и статуса граждан третьих стран или лиц без гражданства, нуждающихся в иной форме международной защиты; Директива 2005 г. о мини­мальных стандартах для процедур государств-членов по предо­ставлению и отмене статуса беженца '.

С принятием указанных документов был завершен первый этап создания единой Европейской системы по предоставле­нию убежища, цели которого были определены Амстердамским договором 1997 г. Основными задачами второго этапа, соглас­но Гаагской программе 2005 г., являются: разработка единой процедуры предоставления статуса беженца и создание специ­альных структур для координации взаимодействия государств — членов ЕС по имплементации европейских стандартов в нацио­нальное законодательство.

Следует отметить, что Европейская система по предостав­лению убежища оказывает определяющее влияние на развитие универсального международного механизма по защите прав бе­женца. В частности, в директивах, принятых Советом ЕС, сфор­мулировано понятие третьей безопасной страны, установлена новая форма защиты — дополнительная защита, распространя­ющаяся на лиц, не подпадающих под понятие беженца по Кон­венции 1951 г., но являющихся жертвами пыток либо угрозы

пыток, либо смертной казни или бесчеловечного и унижающе­го достоинство обращения и наказания либо серьезной угрозы их жизни в стране их постоянного проживания в ситуации вооруженного конфликта. Таким лицам, по аналогии с бежен­цами, гарантируется невысылка в страну происхождения, а так­же предоставление временного вида на жительство, доступ к трудоустройству, образованию, социальному обеспечению, ме­дицинскому обслуживанию в стране убежища.

§ 9. Регламентация статуса беженцев,

дополнительной и временной защиты

в Республике Беларусь

Определяющая роль в предоставлении статуса беженца при­надлежит государству. Поэтому оно должно выработать комп­лекс мер, гарантирующих защиту лица, ищущего убежища, с момента прибытия в страну и до момента определения его ста­туса, что и составляет суть защиты.

Правовая база системы защиты прав беженцев в Республи­ке Беларусь основывается на положениях Конституции Рес­публики Беларусь, закрепляющих возможность предоставле­ния убежища лицам, преследуемым в других странах за поли­тические, религиозные убеждения и национальную принадлеж­ность (ст. 12), и законодательства, устанавливающего нацио­нальный режим для иностранных граждан и лиц без граждан­ства наряду с гражданами Республики Беларусь, если иное не закреплено Конституцией, законом и международными догово­рами Республики Беларусь (ст. 4 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без граж­данства в Республике Беларусь»).

Правовая база включает две группы нормативных актов: законы и подзаконные акты, непосредственно регулирующие статус беженца, и иные нормативные акты по общим миграци­онным вопросам, содержащие положения, касающиеся статуса беженца.

К первой группе относятся:

- Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-3 «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без

гражданства статуса беженца, дополнительной и времен­ной защиты в Республике Беларусь»1 (далее - Закон 2008 г.);

— Положение о предоставлении иностранным гражданам и
лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь,
его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в Рес­
публике Беларусь иностранных граждан и лиц без граждан­
ства, утвержденное Указом Президента Республики Бела­
русь от 5 апреля 2006 г. № 204 2;

- Положение о Департаменте по гражданству и миграции Ми­
нистерства внутренних дел Республики Беларусь, утверж­
денное Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня
2004 г. № 268 3 и др.

Ко второй группе относятся законы Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», «О правовом положе­нии иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О внешней трудовой миграции», «О порядке вы­езда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

Предоставление статуса беженца и дополнительной защи­ты в Республике Беларусь регулируется как Законом Респуб­лики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь», так и постановле­нием Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы пре­доставления иностранным гражданам и лицам без граждан­ства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» от 14 апреля 2009 г. № 461. Как следу­ет из названия Закона 2008 г., иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Беларусь предоставляет­ся три формы защиты: статус беженца, дополнительная защи­та и временная защита.

Согласно Закону 2008 г. статус беженца предоставляет­ся тем иностранным гражданам, находящимся на террито­рии Республики Беларусь, которые в силу вполне обоснован­ных опасений могут стать жертвой преследования на терри­тории государства гражданства или постоянного прожива­ния по причинам расы, вероисповедания, гражданства, нацио­нальности, принадлежности к определенной социальной груп­пе или политических убеждений, не могут или не хотят в силу названных опасений пользоваться защитой государства граж­данства или постоянного проживания. Таким образом, основа­ния предоставления статуса беженца в Республике Беларусь аналогичны конвенционным основаниям. Статус беженца предо­ставляется на срок сохранения в государстве гражданской при­надлежности вышеназванных причин (ст. 18 Закона 2008 г.).

Дополнительная защита предоставляется иностранным гражданам, не имеющим оснований для получения статуса беженца, но у которых присутствуют вполне обоснованные опасения подвергнуться в стране своего гражданства или по­стоянного проживания угрозе смертной казни, пыток и дру­гих бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство обращений и наказаний либо угрозе жизни в ситуации проис­ходящего в стране вооруженного конфликта. Дополнительная защита предоставляется на срок до 1 года. В случае сохране­ния в государстве гражданства или постоянного проживания вышеперечисленных опасений срок дополнительной защиты может продлеваться до одного года (ст. 21 Закона 2008 г.).

Временная защита предоставляется группе иностранных граждан в случае их массового прибытия и необходимости ре­шения в этой связи вопроса об их допуске в Республику Бела­русь и пребывания в ней с целью предоставления им статуса беженца или дополнительной защиты. Срок временной защи­ты устанавливается Советом Министров Республики Беларусь и не может превышать одного года. Если по истечении срока временной защиты иностранцы не вернулись в страну их граж­данства или обычного проживания либо другую страну, согла­сившуюся их принять, индивидуально решается вопрос об их защите (ст. 24 Закона 2008 г.).

Ни одна из указанных форм защиты не предоставляется иностранцам, если есть объективные основания предполагать, что они совершили преступления против мира, военные пре-

или преступления против человечности в трактовке, данной этим преступлениям в международно-правовых доку­ментах; либо они совершили тяжкое преступление неполити­ческого характера до прибытия в Республику Беларусь; либо виновны в совершении преступлений, противоречащих целям и принципам ООН, либо за которыми компетентные органы страны их проживания, иной, чем государство гражданской принадлежности, признают соответствующие права и обязан­ности, либо которые пользуются защитой или помощью орга­нов ООН иных, чем УВКБ ООН (ст. 3 Закона 2008 г.).

Право обращаться с ходатайством о признании беженцем или за получением дополнительной защиты имеют иностран­цы как пересекающие границу Республики Беларусь, так и про­живающие на территории республики. Причем иностранцы, задержанные пограничными войсками в ходе незаконного пе­ресечения границы и заявившие о намерении ходатайствовать о признании беженцами или получении дополнительной за­щиты, обращаются с такими ходатайствами в пограничные вой­ска, которые должны в течение трех суток сообщить о хода­тайствах таких лиц в орган внутренних дел, а также допус­тить представителей указанных органов в места временного содержания иностранцев в специальных помещениях погранич­ных войск для проведения собеседования с ними и регистрации ходатайств. Иностранцы, задержанные за незаконное пребы­вание в Республике Беларусь либо находящиеся в ней на закон­ных основаниях, обращаются с ходатайствами в письменном виде в органы внутренних дел. Регистрация ходатайств произ­водится органами внутренних дел в соответствии с распредели­тельными квотами, которые устанавливаются Министерством внутренних дел Республики Беларусь (ст. 27-30 Закона 2008 г.).

Органы внутренних дел проводят собеседование с задержан­ными иностранцами, регистрацию их ходатайств.

На начальной стадии рассмотрения ходатайства может быть установлено, что оно явно необоснованно или имеет характер злоупотреблений. Явно необоснованными являются ходатай­ства, если они абсолютно не соответствуют критериям предос­тавления статуса беженца или дополнительной защиты, зак­репленным в ст. 18 и 21 Закона 2008 г., ходатайства утверждения заявителя о наличии для него опасности пре­следования совершенно бездоказательны и не подтверждаются имеющейся информацией о ситуации в государстве происхож­дения заявителя, а также, если иностранец прибыл из безопас­ной страны или он ранее получил отказ в признании бежен­цем или получении дополнительной защиты и вновь ходатай­ствует о признании при условии, что обстановка в государстве его гражданства не изменилась со дня получения отказа. К таковым относятся иностранцы, которые после получения от­каза выехали из Республики Беларусь, а затем по разным при­чинам вновь вернулись и обращаются с ходатайством.

Считается, что ходатайство носит характер злоупотребле­ния, если при проведении процедуры признания беженцем ино­странец умышленно уклоняется от вопросов сотрудника соот­ветствующего государственного органа внутренних дел либо умышленно вводит в заблуждение сотрудника по основным пунктам опроса; либо предъявлены поддельные или подлож­ные документы либо иные материалы или документы, имею­щие значение для решения вопроса по ходатайству о защите либо умышленно уничтожены такие документы (ст. 40 Закона 2008 г.), а затем следует отказ в предоставлении статуса бе­женца или дополнительной защиты; либо иностранец подал ходатайство после задержания пограничными войсками при попытке незаконного пересечения границы или после задержа­ния органами внутренних дел за незаконное пребывание в Рес­публике Беларусь, либо с целью избежания депортации или высылки с территории Беларуси (ст. 37 Закона 2008 г.).

В том случае, если подразделение по гражданству и мигра­ции придет к такому выводу относительно заявленного хода­тайства, то по его представлению Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь в течение 15 дней про­водит процедуру рассмотрения ходатайства и принимает реше­ние об отказе в признании беженцем либо о направлении дела в орган внутренних дел для проведения полной процедуры рас­смотрения ходатайства (ст. 37 Закона 2008 г.). Рассмотрение ходатайства осуществляется в течение шести месяцев со дня его регистрации.

Если в период рассмотрения ходатайства иностранец будет привлечен к уголовной ответственности

на территории Республики Беларусь, рассмотрение его ходатайства приостанавливается до вынесения органом уго­ловного преследования постановления о прекращении пресле­дования или до вступления в силу приговора. Если иностранец осужден за совершение преступления (за исключением тяжко­го преступления), рассмотрение ходатайства приостанавлива­ется до окончания срока отбытия наказания за преступление (ст. 40 Закона 2008 г.).

Приостановление рассмотрения ходатайства иностранца воз­можно также в случае его неявки в установленный срок по вызову в Департамент по гражданству и миграции или его под­разделение, если он не прошел в установленный срок дакти­лоскопическую регистрацию или обязательное медицинское ос­видетельствование.

Решение о признании беженцем, предоставлении дополни­тельной защиты или отказе в них принимается Департамен­том по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь с учетом заключения подразделения по гражданству и миграции и информации органов государственной безопасности Респуб­лики Беларусь о наличии у иностранца оснований, предусмот­ренных ст. 3 Закона 2008 г.

Закрепляются следующие основания для отказа в предос­тавлении статуса беженца или дополнительной защиты: если ходатайство лица было явно необоснованным либо имело ха­рактер злоупотребления; если иностранец имел гражданство третьего государства, защитой которого мог бы воспользоваться, либо прибыл в Республику Беларусь с территории третьей бе­зопасной страны; если в период рассмотрения ходатайства ино­странец совершил тяжкое или особо тяжкое уголовное пре­ступление на территории Республики Беларусь либо установ­лены основания, предусмотренные ст. 3 Закона 2008 г. Допол­нительно к вышеназванным условиям может быть отказано в предоставлении статуса беженца: если отсутствуют основания для признания беженцем, если опасения в предоставлении ос­новываются на обстоятельствах, возникших вследствие добро­вольных действий иностранцев, возникших после того, как он покинул государство гражданской принадлежности либо обыч­ного места жительства. В дополнительной защите может быть отказано, если нет оснований для предоставления дополни-

тельной защиты (ст. 43 Закона 2008 г.). Решение об отказе в признании беженцем или предоставлении дополнительной за­щиты может быть обжаловано иностранцем в судебном по­рядке в течение 7 дней (ст. 52 Закона 2008 г.).

Статус беженца или дополнительной защиты иностранец приобретает со дня принятия Департаментом по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь решения о признании беженцем или дополнительной защиты. В зависимости от фор­мы защиты иностранцу выдается либо удостоверение беженца, либо свидетельство о дополнительной защите (ст. 46 Закона 2008 г.).

Иностранец, признанный беженцем, имеет право на инфор­мацию о своих правах и обязанностях. Устанавливается наци­ональный режим наравне с гражданами Республики Беларусь в отношении права на судебную защиту и право на дошколь­ное и среднее образование детей беженца. В отношении иных прав (право на специальное и высшее образование, медицин­скую помощь и социальное обеспечение, трудоустройство, заня­тие предпринимательством, приобретение движимого и недви­жимого имущества, право на участие в общественной деятель­ности) устанавливается такой же режим, как для иностран­ных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь.

Кроме того, беженец имеет право на самостоятельное посе­ление в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в стране иностранца при согласии всех совер­шеннолетних членов семьи и наличии жилищной квоты (не менее 6 м2 на человека); получение в органах внутренних дел удостоверения на выезд и въезд на территорию Республики Бе­ларусь; обращение с ходатайством о приобретении граждан­ства после семи лет проживания в стране; получение денеж­ной и иной помощи в размерах, установленных Советом Ми­нистров Республики Беларусь; добронолыгое возвращение в свою страну либо выезд на местожительство в другое государство (ст. 19 Закона 2008 г.).

Иностранцы, которым предоставлена дополнительная за­щита, имеют права, аналогичные правам иностранцев, полу­чившим статус беженца. Дополнительно к пршшм беженцев такие иностранцы могут обращаться в подразделение по

миграции с просьбой о продлении статуса дополни­тельной защиты (она предоставляется на срок не более года) или обращаться с просьбой о защите в случае возникновения оснований для предоставления статуса беженца (ст. 22 Закона 2008 г.).

Права иностранца, получившего временную защиту, огра­ничены по сравнению с иностранцами, имеющими статус бе­женца или дополнительной защиты: они имеют право на по­лучение информации о своих правах и обязанностях; получе­ние бесплатной скорой помощи; проживание в местах, предус­мотренных Советом Министров Республики Беларусь и пере­движение по территории, указанной данным органом; добро­вольное возвращение в государство своей гражданской при­надлежности; обращение в УВКБ ООН; пользование иными правами наравне с иностранцами, временно пребывающими в Республике Беларусь (ст. 25 Закона 2008 г.).

Законодательством Республики Беларусь регулируются ос­нования прекращения и лишения статуса беженца и дополни­тельной защиты. Согласно Закону 2008 г. иностранец утрачи­вает статус беженца или дополнительной защиты, если он:

— получил гражданство Республики Беларусь;

— добровольно воспользовался защитой государства своего
гражданства;

— либо добровольно вновь приобрел его;

— либо получил гражданство другого государства и пользует­
ся его защитой;

— добровольно вернулся в государство своего гражданства, ко­
торое ранее покинул, ссылаясь на опасность преследования;

— либо не может отказаться от защиты государства своего
гражданства или прежнего местожительства, так как опас­
ность преследования более не существует;

— добровольно вновь обосновался в государстве своего граж­
данства;

— добровольно отказался от статуса беженца или дополни­
тельной защиты, являясь лицом без гражданства;

— может вновь вернуться в государство обычного проживания
в силу отсутствия оснований, по которым ему был предос­
тавлен статус беженца или дополнительной защиты.

Кроме того, иностранец утрачивает право на дополнитель­ную защиту, если ему предоставлен статус беженца (ст. 48 За­кона 2008 г.).

Статус беженца или дополнительная защита аннулиру­ется по следующим основаниям:

— сообщение заведомо ложных сведений или предъявление под­
дельных документов, необходимых для признания его бе­
женцем;

— если он создает угрозу для национальной безопасности или
совершил тяжкое или особо тяжкое уголовное преступление
на территории Республики Беларусь;

— если он выехал за пределы Республики Беларусь и не вер­
нулся в установленные сроки.

Возможно также аннулирование решения о признании ино­странца беженцем или предоставления дополнительной защи­ты, если он в течение трех месяцев со дня направления копии решения не явился для постановки на учет в подразделение по гражданству и миграции (ст. 49 Закона 2008 г.). Решение об утрате, аннулировании статуса беженца или дополнительной защиты принимается Департаментом самостоятельно и по пред­ложению органов государственной безопасности, органов по­граничной службы или подразделения по гражданству и миг­рации (ст. 50 Закона 2008 г.).

Иностранец имеет право обжаловать решение Департамен­та в суд в течение 15 дней со дня получения решения. В слу­чае отказа суда в удовлетворении жалобы иностранца либо необращения его в суд в установленный срок, он обязан в точение 15 дней покинуть территорию Республики Беларусь Вместе с членами своей семьи (ст. 53 Закона 2008 г.). Однако иностранец не может быть выслан или возвращен против сво­ей ноли п государство, где его жизни или свободе угрожает


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: