Циклические нагрузки.
При действии циклических нагрузок напряжение в общем случае изменяются по синусоидальному закону:
s=sm+sа sin wt,
где sm - среднее значение напряжения, sа – амплитуда напряжений.
smax, smin, sm = (smax + smin)/2, sа=(smax - smin)/2 – основные параметры цикла.
R = smin /smax – коэффициент ассиметрии цикла.
Наиболее распространенные циклические напряжения:
От нулевой или пульсирующий цикл: Симметричный цикл:
Rs = 0; sm = sа/2, Rs = -1, sm = 0
Rs = smin / smax – коэффициент асимметрии цикла.
Сопротивление материалов циклическим нагрузкам значительно меньше чем при статических нагрузках.
Усталость – процесс постепенного накапливания необратимых изменений физико – механических свойств (в основном, это рост микротрещин) под действием циклических нагрузок. Прочность при действии циклических нагрузок по симметричному циклу определяет предел выносливости.
Кривая выносливости - строится на основе экспериментов. Черные металлы имеют физический предел выносливости, остальные металлы условный.
|
Здесь sа – амплитуда напряжений при испытаниях, N – число циклов для разрушения.
Предел выносливости (s-1 – для симметричного цикла) – максимальная амплитуда напряжений, при котором образец выдерживает неограниченное число циклов, не разрушаясь.
На усталостную прочность оказывает влияние:
а) концентрация напряжений через эффективный коэффициент
концентрации:
Кs = s-1/ s¢-1;
б ) абсолютные размеры детали через масштабный коэффициент:
es = s¢-1/s-1,
в) состояние поверхности детали через коэффициент состояния
поверхности:
bs = s¢-1/s-1,
где s¢-1 – предел выносливости образца с концентратором, размерами и состоянием поверхности детали, s-1 – предел выносливости стандартного образца.
Коэффициент запаса детали, работающей при циклическом нагружении:
s = sm + sаsin wt, определяется по формуле:
ns = .
По аналогии для деталей, работающих при циклических касательных напряжениях:
nt = .
При совместном действии нормальных и касательных напряжений коэффициент запаса прочности определяется по формуле:
n = .
Если n [n], где [n] – допускаемое значение коэффициента запаса, то деталь или элемент конструкции выдержит нагрузку в течение базового числа циклов.
Для многих деталей машин [n]» 1,5 – 2,5