Новейшая литература
Советские историки были вынуждены исходить из «единственно правильной» марксистской методологической основы и «гранитного фундамента» историописания — исторического материализма. Те методологические категории, которым уделялось первоочередное внимание, соответственно чаще всего искажались:
— актуальность нередко сводилась к конъюнктурному выборочному изучению прошлого, маскируясь необходимостью «связи с современностью»;
— объективность трактовалась как марксистская партийность, от которой требовались «боевитость» и наступательный характер («воинствующая партийность»);
— релятивность исторического познания отрицалась и рассматривалась как преддверие агностицизма;
— доказательству наличия законов истории посвящалось много малоубедительных публикаций;
— методологическим принципом стала «критика буржуазной историографии», или «критика буржуазных фальсификаторов истории», подменявшая использование достижений зарубежных ученых, труды которых переставали поступать в наши библиотеки [11].
Рубеж XX—XXI веков ознаменовался появлением ряда новых отечественных учебных и монографических изданий по методологии истории, исходивших из теоретического плюрализма.
В столице учебные пособия по методологии истории издаются, прежде всего, в МГУ и РГГУ, где этот предмет обычно читают преподаватели источниковедческих кафедр.
Методология истории была включена в учебный план истфака МГУ в 1970-х годах. Для чтения лекций из Института всеобщей истории АН СССР был приглашен Н. А. Ерофеев, книга которого «Что такое история?» (М., 1976) до сих пор не утратила значения.
С середины 1970-х годов методологию истории в МГУ читал И. Д. Ковальченко (1923—1995; с 1987 года — академик). Его фундаментальный труд «Методы исторического исследования» (М., 1987; переиздан в 2003 году) состоит из двух частей: первая посвящена общим проблемам методологии, вторая — количественным методам в историческом исследовании.
В учебном пособии Н. Б. Селунской «Проблемы методологии истории» (М., 2003), читающей в МГУ этот курс поочередно с А. Г. Голиковым, рассмотрены: сциентистское и культурологическое направления в историографии; междисциплинарный подход в работах историков; постмодернизм; история повседневности, устная история, микроистория, тендерная история, история ментальностей [12].
Профессионально выполненное учебное пособие специалистов-источниковедов из РГГУ О. М. Медушевской и М. Ф. Румянцевой «Методология истории» (М., 1997) невелико по объему и написано трудным для студентов языком. В основательной книге М. Ф. Румянцевой «Теория истории» (М., 2002) главное внимание уделено способам построения теорий исторического процесса. Подспорьем для преподавателя является книга Р. Б. Казакова О. М. Медушевской и М. Ф. Румянцевой «Я иду на занятие... по методологии и теории истории. Учебно-методический модуль» (М., 2002).
Работе В. Ф. Коломийцева «Методология истории (От источника к исследованию)» (М., 2001), написанной на стыке источниковедения, социологии и философии, присуща марксистско-ленинская направленность, духом которой пропитаны и частые экскурсы в современность.
Изданные в регионах уже в начале XXI века учебные пособия по методологии истории [13], как и журнальные публикации о ее преподавании [14], свидетельствуют об интенсивной работе отечественных ученых над теоретическими проблемами истории.
Вопросам методологии истории уделено некоторое внимание в новейшей отечественной литературе по истории исторической мысли [15].
Из новейших произведений зарубежных авторов общедоступны книги: Тош Д. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка: Пер. с англ. М., 2000; Про Л. Двенадцать уроков по истории: Пер. с фр. М., 2000.
Состоявшийся в марте 2007 года в Институте всеобщей истории РАН научно-методический семинар «Историография, теория и методология истории: учебная литература нового поколения» способствовал координации деятельности методологов и поискам оптимального варианта учебника по этой важнейшей исторической дисциплине.
В этой вводной лекции мы говорили о предмете и значении методологии истории, о ее становлении и литературе к курсу.
Фактически вводный характер имеет блок из первых трех лекций курса. Вторая лекция будет посвящена предмету исторической науки, третья — общественному предназначению истории.
План
1. Определение и отграничение предмета.
2. Соотношение в истории науки и искусства.
3. Соотношение в истории прошлого и современности.
4. Структура предмета исторической науки.
Литература
Витухновский А. Л. В гостях у Клио. 2-е изд. Петрозаводск, 1986. Гулыга А. В. Искусство истории. М., 1986.
Ельчанинов В. А. Об отношении истории как науки к искусству. Барнаул, 1975.
Сказкин С. Д. История — увлекательная наука. М., 1961.