Модель рынка совершенной конкуренции

Рассмотрим последовательно основные черты совершенной конкуренции.

1.При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка.

2Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции.

3.Невозможность влиять на цену. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому

4.Совершенная информация.Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех.

5 Следующим условием для совершенной конкуренции отсутствие барьеров или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

В качестве примера рынка, который по своим условиям близок к условиям

совершенной конкуренции, может служить мировой рынок мороженой рыбы. На долю одной фирмы, занимающейся уловом рыбы, приходится 0,0000107% мирового улова рыбы. Это значит, что увеличение объема добычи рыбы одной фирмой даже в 2 раза привело бы к снижению мировой цены на рыбу всего на 0,00254%, т. е. практически не повлияло бы на ее уровень. [7.199] Сельское хозяйство также считают одной из отраслей, наиболее близких к совершенной конкуренции.

Определим, как должна выглядеть кривая спроса на продукцию фирмы,

действующей в условиях совершенной конкуренции.

Кривая спроса на продукцию фирмы будет выглядеть как горизонтальная линия (см. рис.). Выпустит ли фирма 10 единиц продукции, 20 или 1, рынок поглотит их по одной и той же цене Р.

С экономической точки зрения линия цены, параллельная оси абсцисс, означает абсолютную эластичность спроса.

Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы принято называть критерием совершенной конкуренции. Как только на рынке складывается такаяситуация, фирма начинает вести себя как совершенный конкурент. Действительно,выполнение критерия совершенной конкуренции задает для фирмы многие условиядеятельности на рынке, в частности определяет закономерности получения дохода.

Доходом (выручкой) фирмы называют платежи, поступающие в ее пользу при

реализации продукции. Как и многие другие показатели, экономическая наука

подсчитывает доход в трех разновидностях. Общим доходом (ТR) называют всю сумму выручки, которую получает фирма. Средний доход (АR) отражает выручку в расчете на единицу реализованной продукции, или (что то же самое) общий доход, деленный на число реализованных продуктов. Наконец,

предельный доход (МR) представляет собой дополнительный доход,

полученный в результате продажи последней из реализованных единиц продукции.

Прямым следствием выполнения критерия совершенной конкуренции является то, что средний доход при любом объеме выпуска равен одной и той же величине — цене товара и что на том же уровне всегда находится предельный доход. Скажем, если установившаяся на рынке цена батона равна 8 руб., то действующий как совершенный конкурент хлебный ларек принимает ее вне зависимости от объема продаж (выполняется критерий совершенной конкуренции). И 100, и 1000 батонов будут проданы по одинаковой цене за штуку. В этих условиях каждый дополнительно проданный батон принесет ларьку 8 руб. (предельный доход). И тот же объем выручки придется в среднем на каждый проданный батон (средний доход). Таким образом, устанавливается равенство между средним доходом, предельным доходом и ценой (АR=МR=Р). Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и предельной выручки.

Что касается общего дохода (общей выручки) предприятия, то он изменяется

пропорционально изменению выпуска продукции и в том же самом направлении (см.рис. 21). То есть существует прямая, линейная зависимость:

ТR=РQ. (16)

Если ларек в нашем примере продал 100 батонов по 8 руб., то его выручка,

естественно, составит 800 руб.

Графически кривая совокупного (валового) дохода - это луч, проведенный через начало координат с наклоном:

tg a = DTR/DQ = MR = P. (17)

То есть наклон кривой валового дохода равен предельному доходу, который в

свою очередь равен рыночной цене продукта, продаваемого конкурентной фирмой.

Отсюда, в частности, следует, что чем выше цена, тем круче вверх пойдет

прямая валового дохода.

Цель всякой фирмы — максимизация прибыли. Прибыль (П) — это разница междусовокупным доходом (ТR) и совокупными издержками (p) за период продаж:

П = ТR - ТС = РQ - ТС. (18)

Легко заметить, что из трех переменных, находящихся в правой части равенства, главным рычагом управления объемом прибыли для фирмы является объем производства. Действительно, цена (Р) представляет собой в условиях

совершенной конкуренции константу, т. е. не изменяется. Другими словами, в условиях совершенной конкуренции важнейшие решения фирмы связаны прежде всего с установлением оптимального объема производства. Но сначала необходимо найти критерий целесообразности производства.

Деятельность фирмы может быть краткосрочной и долгосрочной, в зависимости от соотношения постоянных и переменных факторов, постоянных и переменных издержек. Если у предприятия осталось неоплаченным хоть одно обязательство из ряда постоянных, то оно находится в краткосрочном периоде и не может прекратить дело, а по существующим в мире законодательствам может только объявить себя банкротом. Когда погашено последнее обязательство по самому длительному виду постоянных издержек, краткосрочный период деятельности фирмы превращается в долгосрочный и предприниматель волен решать, заключать ли ему новые долгосрочные обязательства или прекращать дело. Как и многие другие показатели, этот критерий не одинаков для краткосрочного и долгосрочного периодов
Если говорить о долгосрочном периоде, то очевидно, что таким критерием будет наличие неотрицательной экономической прибыли (p>0). Если же в

долгосрочном периоде появляются экономические убытки, владельцы фирмы прибегают к ее ликвидации, т.е. к закрытию и распродаже имущества.

На первый взгляд может показаться, что получение прибыли будет определять решение о целесообразности производства и в краткосрочном периоде. Однако на деле ситуация сложнее. Ведь в краткосрочном периоде часть издержек фирмы носит постоянный характер и при остановке производства не исчезает.

Критерием целесообразности производства в краткосрочном периоде является непревышение убытками размера постоянных издержек (|П| < TFC).

Это теоретическое положение полностью соответствует хозяйственной практике.

Для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три

варианта поведения:

1. производство ради максимизации прибыли;

2. производство ради минимизации убытков;

3. прекращение производства.

Вместе с тем совершенная конкуренция не лишена и ряда недостатков:

1. Малые предприятия, типичные для этого типа рынка, часто оказываются

неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что

экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным

фирмам.

2. Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический

прогресс. Действительно, небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы

финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

3. Экономика в условиях чистой конкуренции может и не обеспечить

достаточного диапазона потребительского выбора или разработки новых

продуктов. Чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как

другие рыночные структуры (например, монополистическая конкуренция и часто олигополия) - порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: