Антропологические теории права
Совокупность различных представлений.
Ковлер – изучал правовое бытие человека на всех стадиях развития этого бытия (от архаических до современных форм).
Предметный смысл – все элементы правовой системы (нормы, правоотношения, идеи и представления, институты, процедуры, способы регулирования поведения, разрешения конфликтов).
Бочаров – в качестве предмета рассматривается субкультура.
С точки зрения предметной сферы в анализ правоотношений входят родственные отношения, отношения собственности, договорные отношения.
Антропологическая теория приближена правовой системе, т.е. исходит из широкого подхода к праву, она нацелена на межкультурный подход.
Один из приемов – изучение институтов, связанных с непосредственным регулированием конфликтов.
Прием включает наблюдение поведения – антрополог должен находить и оценивать те факты, которые есть в среде.
Вершиной антропологии является одновременно сфера правового регулирования и средств правового регулирования.
|
|
С точки зрения антропологии первичны не нормы и не процесс, а единство как критерий права.
Основатели:
Рулан полагал, что антропология началась именно с него.
Ковлер говорил, что правовая антропология возникла раньше и считал основателем Ж.Ж. Руссо.
Он сформулировал антропологический проект:
1) создание принципиально новой исследовательской концепции – человек рассматривается не только субъективно, но и объективно;
2) необходимо получать знание о человеке не только на основании рефлексии, но и на основе наблюдения за его жизнью по определенным параметрам;
3) признание права на ….
4) применение методологии в пользу вкл. наблюдения и сравнительного изучения различных правовых систем;
Ковалевский, М.-Маклай и др.
Пучков выделял:
- антропологический императив – для законодателя состоит в следующем: создание законов, которые в полной мере отвечают природе человека, его ценностям и свободе.
- парадигмы юр. антропологии (способ постановки и решения задач).
- парадигма человека как центра права и критерия социально-нормативного регулирования.
- парадигма постоянного правового развития (правовой прогресс).
- парадигма структурной функциональности правовой среды человека.
Минусы теории:
- теоретическая рыхлость
- человек – внешний императив (законодателя принуждают регулятивные отношения – человек сам не участвует в правовой коммуникации)
- человек рассматривается не как субъект права, не как элемент, а как внешний объект.
-
С.С. Алексеев «Философия права», «Опыт комплексного наследия» и др.
|
|
Мировоззренческая философия – основа теории права – это гуманизм, т.е. общечеловеческие гуманистические взгляды.
Он отмечает, что категории естественного права и признание неотъемлемых прав человека составляют сердцевину, основу гуманистической теории права.
Тем самым он приближается к естественно-правовой доктрине. Гуманистические и либертарные начала должны быть выражены в самом праве.
По Алексееву, главную миссию право должно выполнять по отношению к правам и свободам личности. Оно должно стать накопителем свободы.
В качестве предшественников теории выступают Чичерин, Покровский, Новгородцев и др.
Гуманистическая концепция права продолжает российскую либеральную философскую традицию.
Основной критерий развития права – приближение к идеалу.
Алексеев выделял ступени развития позитивного права:
1) право сильного
2) кулачное право
3) право власти
4) право гражданского общества
5) высшая ступень -?
«Нет оснований для противопоставления понятий «мораль» и «свобода». Необходимо рассматривать право в единстве этих элементов».
Право не просто связано с прогрессом общества, оно способно быть инструментом выражения социального прогресса, его гарантом, поэтому социальный прогресс раскрывается через право, и он фиксирует то, что отражается закономерную связь между социальной свободой как прогрессом и правом как юридическим феноменом.
Согласно Алексееву, законность должна быть представлена как правозаконность. Он говорит о том, что ее отличительная черта в том, что права получают собственное бытие независимо от государства и основана на фундаментальных правах человека.
Правозаконность внутренне присуща гражданскому обществу.