Социальная ответственность этики бизнеса

Основой современной этики бизнеса выступает социальный контракт и социальная ответственность бизнесмена, а также всей корпорации перед обществом. При этом социальный контракт представляет собой неформальное соглашение фирмы и ее внешнего окружения о единых моральных и нравственных нормах поведения. Обязательной составляющей этики бизнеса является социальная ответственность, под которой понимается максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму негативных процессов бизнеса, затрагивающих как участников рынка, так и общество в целом (непричинение вреда и ущерба обществу, государству, экономике, окружающей среде и другим сферам жизнедеятельности человека).

Для многих людей понятие "бизнес" и "этика" нелегко совместить. Как выразился один американский журналист, "бизнес и этика явное противоречие несуразица такая же, как гигантская креветка". Большинство руководителей считают, что компании не должны следовать этике бизнеса вообще, зачем лишнее беспокойство о социальной ответственности, морали и окружающей среде. Если общество хочет чтобы компании выдвинули все это на передний план, то управляющие компаний должны пересмотреть всю систему управления и регулирования. Тридцать лет назад Мильтон Фридман, выдающийся американский экономист, сказал "Существует одна и только одна социальная ответственность бизнес – использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, направленной на увеличение прибыли".

Компаниям довольно тяжело соединить этические принципы и объективную необходимость воспроизводства прибыли. Всегда возникает дилемма, если деньги и мораль сталкиваются и вступают в конфликт, какое решение принять компании.

В истории модернизации человечёских обществ возникновение более сложных рыночных систем часто сопровождалось резкой критикой с позиций этической и социальной перспектив. В мире, который становится все более безликим и которому присуще далеко идущее опосредованное социальное взаимодействие, социальные отношения все в большей мере строятся на формальной, договорной и оцениваемой в денежном выражении основе.

Историческое развитие индустриальных обществ в течение длительного времени протекало в рамках относительно, твердо установленных нормативных систем. В современном обществе проявляется нормативный и мировоззренческий плюрализм, который иногда предстает в виде вседозволенности и безответственности.

Первые попытки внедрить этические принципы предпринимались в середине 80-х годов в США. В 1985 году компанией "Дженерал Динамикс" был создан корпоративно-этический комплекс, т. к. ее подвергли проверке за манипуляции с ценами. Под давлением со стороны Департамента Защиты была организована инициативная группа, включающая около 60 компаний, которая инициировала создание программы этических соглашений. В 1991 году судьи США были наделены полномочиями, позволяющими снижать штрафы в случаях с компаниями, которые поощряют этическое поведение. Сейчас в Америке существует широко разветвленная этическая индустрия. Она включает в себя проведение консультаций и конференций, издание журналов и учреждение награды "За корпоративную совесть". Аудиторские фирмы предлагают провести "аудит" этического аспекта работы компании. В бизнес-этике оказались востребованными многие философские и культурологические установки, которые, исследуя мораль и нравственность на уровне познания человека, объясняют природу добродетелей, лежащих в основе этики. Иногда современные философы выступают как эксперты и консультируют в вопросах морали и этики, однако, многие вопросы становятся наиболее острыми с позиции социальной ответственности.

Такие вопросы, как доверие и человеческие отношения, становятся трудноразрешимыми, когда предприятие вторгается в личную жизнь своих сотрудников. Пример - увольнение сотрудников, начисление заработной платы, это конфликтные вопросы на любом предприятии, зачастую рассматриваемые неэтично.

Революция в сфере коммуникационных технологий, создала, в свою очередь, множество дилемм. Как только развивается и внедряется какая-либо новая технология, бизнес сразу же сталкивается с вопросом об этическом аспекте ее использования. Так, например, компании столкнулись с проблемами защиты информации и неприкосновенности частной жизни своих клиентов. В настоящее время предприятия знают о вкусах своих клиентов почти все, но из этого вытекает вопрос об этичности или неэтичности знаний такого рода.

Процесс глобализации придал дискуссиям о корпоративной этике еще более острую форму. В случае, когда компания осуществляет свою деятельность за границей, она сталкивается с совершенно новыми для нее вопросами этики и морали. Наибольшей проблемой являются именно расхождения в этических стандартах разных странах. Многие компании впервые столкнулись с моральной дилеммой глобализации, когда были вынуждены решать - отвечать ли им местным стандартам, если они оказыва­ются значительно ниже, чем на их родине. Эти дебаты привлекли к себе внимание общественности в связи с катастрофой в Бхопале в 1984 году, когда взрыв на заводе "Union Carbide" в Индии привел к гибели 8000 человек. В результате многочисленных обсуждений были приняты глобальные стандарты по безопасности, здоровью и окружающей среде, которые впоследствии стали международными в области охраны здоровья и этического поведения персонала.

Еще одну острую проблему этики бизнеса в качестве социальной ответственности составляют коррупция и взяточничество. Данное явление осуждается не только потому, что способствует нечестной конкуренции, но и потому, что компания, давая взятки, действует только в своих интересах и не учитывает мнение общества. Однако часто взятка носит скрытый характер. Организации вынуждены подчиняться правилам той страны, где они работают, и иногда необходимо оказывать "поддержку" местному населению и т. д. Условия многих тендеров содержат требования об определенных социальных гарантиях и обязательствах, которые компания должна взять на себя в обмен на право разрабатывать месторождения или осуществлять какой-то проект.

Почему взяточничество стало для бизнес-этики проблемой номер один? Во-первых, из-за роста объемов "'международной торговли и необходимости компаний работать во всем мире. За последние двадцать лет мировой товарооборот возрос в 10 раз, а объем инвестирования в 20 раз. Крупные компании вынуждены адаптироваться к различным таможенным режимам, законам и традициям. Мелкие и средние предприятия так же борются за свое место на рынке. Наконец, жесткая конкуренция и высокая степень регулирования бизнеса приводит к тому, что начинать новое дело "по закону" слишком дорого, лучше пойти в обход. По данным Мирового банка в развитых странах взятки достигают 20-30 % суммы заключенных контрактов. В развивающихся странах, прежде всего, в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии они составляют 5-30 % от всех государственных финансов. Во-вторых, законодательство, принятое для борьбы с взятками, применяется редко в силу его неэффективности. Так, в 1977 году в США приняли U.S. Foreign Corrupt Practices Act (FCPA – закон о коррупции за рубежом). Этот закон наказывает американские компании, если они дают взятки за рубежом напрямую или при участии посредников. Прежде компании должны были лишь сообщать о даче взятки и"уголовного наказания не несли. Однако закон не работал из-за нечеткости его формулировок и сложности формальных процедур: трудно доказать и факт дачи взятки за рубежом, и ее размер, Но, к сожалению, те компании, которые добровольно следуют букве закона, несут убытки. В 1993 году исследование 336 компаний-экспортеров США показало, что две трети фирм из этого списка утратили ряд позиций на зарубежных рынках из-за того, что конкуренты из других стран давали взятки.

Коррупция и взяточничество процветают и в российском бизнесе как международном, так и постране. По неофициальны данным, публикующимся в средствах массовой информации РФ, львиная доля сделок с зарубежными странами проводится через "карман" чиновников различных министерств и ведомств.

Проблема отношения этики бизнеса с властью напрямую связана с коррупцией и взяточничеством. На внутреннем рынке компании отстаивают свои интересы согласно этическим нормам, которые, тем не менее, не всегда правильны с точки зрения общественной морали. Речь идет о лоббизме и политическом спонсорстве, осуществляемых торгово-промышленными палатами и разнообразными предпринимательскими ассоциациями. Суть работы таких организаций - легальный лоббизм. Объединение формулирует интересы своих членов и на том основании, что они важные налогоплательщики и работодатели, настаивает, чтобы правительство выполняло их пожелания. Как правило, компании вне таких ассоциаций не могут влиять на законотворчество. Политическое спонсорство связано с финансированием партий на выборах. Вбольшинстве стран Запада допускаются либо анонимные пожертвования, либо крупные разовые взносы от компаний в фонды партий. В нашей стране предвыборные кампании в ряде случаев свидетельствуют о подкупах, отмывании денег и других неблаговидных поступках высокопоставленных чиновников.

Немало проблем и на законодательном уровне. Особенно это касается современного этапа развития экономики и законодательства. Начало крупномасштабного передела собственности в России связано с приватизацией 1990-х годов, нет необходимости описывать факты неэтичности многих руководителей, захватывающих крупные рентабельные производства, однако на этом процесс не был остановлен. Спустя десятилетие передел собственности продолжается; разваливаются крупные компании в результате консолидации определенных групп интересов, что противоречит этике бизнеса и закону - нарушаются интересы мелких акционеров, преднамеренно приводят к банкротству предприятия государственной важности с одной целью передела собственности.

Важный аспект изучения и применения бизнес - этики – это оценка поведения компаний с точки зренияинтересов общества. Здесь исследователи исходят из социальной ответственности, которую несут компании перед обществом (в узком смысле: насколько они полезны для общества, когда работают в собственных интересах). Они являются работодателями, значит, формируют занятость. Кроме того, они влияют на рынок потребления, являются заказчиками системы подготовки квалифицированных кадров. Бюджеты крупных фирм сопоставимы с бюджетами небольших государств, поэтому социальный аспект бизнес - этики связан с ответственностью за поступки руководителей в решении социальной политики не только предприятий, но и целых регионов. Речь идет о влиянии нарынок труда. Увольнения в крупных компаниях могут «выбросить» на рынок тысячи безработных. Пользуясь этим, крупные компании, например, ОАО «Рудгормаш» (г. Воронеж), в трудные периоды просят государственной поддержки в виде госзаказов или финансовой помощи, Такой "шантаж" государства считается более приемлемым, нежели массовые увольнения. Компании пользуются тем, что политики и чиновники боятся социальных волнений, к тому же им нужна поддержка компаний на выборах и при осуществлении масштабных проектов. Компании помогают политикам и экономике еще и тем, что стараются поддерживать национальную рабочую силу. Например, строительная отрасль России допускает использование труда иностранцев, но принятый недавно закон об эмигрантах сократит прилив иностранной рабочей силы и обеспечит российских строителей рабочими местами.

Бизнес-этика компаний непременно должна согласовываться с экономической ответственностью. К примеру, «утечка мозгов» из отечественных предприятий за рубеж нанесла огромный ущерб российской экономике. Бизнес-сообщество относится к таким операциям нейтрально. Одобрить этого нельзя, "но и осудить не получается, ведь прежняя общественная мораль, никак эту проблему не затрагивает, а либеральная доктрина как бы подразумевает возможность подобного «перетекания». Данный пример показывает, что этика, как и мораль, лишь фиксируют реальность, но не воздействуют на бизнес.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: