Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.
При разработке стратегического плана необходимо учитывать нестабильность и изменчивость внешнего окружения, а также различные перемены, происходящие в конкурентном внешнем окружении и на самом предприятии. Это означает, что в стратегическом плане предприятия должны быть учтены такие ситуации, которые характеризуются неопределенностью и связаны с риском. Многочисленные элементы планирования (например, цены различных видов сырья, курсы валют, процентные ставки) подвержены непрогнозируемым колебаниям, особенно если говорить о времени, когда эти колебания имеют место, а также об их амплитуде.
|
|
Отсутствие возможности предвидения поведения указанных факторов во времени выдвигает высокие требования к быстрому распознаванию происходящих перемен и к быстрому реагированию на них с целью внесения соответствующих корректив. Таким образом, одной из главных характерных черт стратегического плана является его адаптивность, т.е. умение приспосабливаться к различным изменяющимся факторам.
Стратегическое планирование в организации является подсистемой стратегического управления (рис. 1).
Формулировка миссии
Определение целей
Анализ внешней среды
Управленческое обследование сильных и слабых сторон
Анализ альтернатив
Выбор стратегии
Управление реализацией стратегии
Оценка стратегии
Рисунок 1. Процесс стратегического планирования
Процесс стратегического планирования сопровождается рядом сложностей при его освоении. Главная из них состоит в том, что процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий в организации. В организации существует иерархия стратегий, представленная стратегической пирамидой (рис. 2).
Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в организации тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это - борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий. Кроме того, внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности (оперативным управлением), обеспечивающими получение прибыли, и новыми.
|
|
Корпоративная
стратегия
Деловые
(бизнес)