Спрос на яблоки

Спрос. Кривая спроса.

Спрос - желание потребителей приобрести определенные товары и услуги за определенную цену. Индивидуальный спрос - спрос на определенные товары и услуги. Пример: спрос на автомобили. Рыночный спрос - спрос на все произведенные товары и услуги, это совокупный спрос. Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких. Между ценой и величиной спроса существует отрицательная, или обратная, связь. Ее можно изоб­разить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонталь­ной, а цену - на вертикальной оси (рис.). Нисходящее направление кри­вой спроса означает: люди покупают большее количество продукта при низ­кой цене, чем при высокой.

Таблица

Цена за килограмм Величина спроса
(руб.) в неделю
   
   
   
   
   

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.

Величина спроса (количество килограмм)

Рис. Кривая спроса

Конфигурация кривой спроса - ее ниспадающий вид (отрицательный наклон к оси абсцисс) может быть объяснена с помощью двух эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Рис. показывает отрицательную зависимость между изменения­ми цены и величины спроса. В общем виде она вычисляется по формуле:

QD = f(PD),

где QD - величина спроса, РD - цена блага.

Кривая спроса - кривая, показывающая, какое количество частно­го экономического блага при прочих неизменных условиях готовы и в состоянии приоб­рести покупатели по разным ценам в данный период времени (см. рис.).

Кривая спроса, обозначаемая символом D (demand), делит первый квадрант на две области. Точки ниже ее характеризуют такие соотношения цены и количества, при которых косвенная конкуренция потребителей будет давить на рыночную ситуацию. Если на рынке неизменно количество блага, то совершенная конкуренция покупателей будет вести к росту цены до тех пор, пока не останутся только те, кто готов купить по цене, находящейся на кривой спроса. Если почему-либо цена не изменяется, хотя бы недолго, то конкуренция покупателей будет вести к усиленным поискам ими товара по этой цене. Граница такой активности - всё та же кривая спроса. Таким обра­зом, кривая спроса - это граница, разделяющая зону конкуренции потребите­лей и те сочетания цены и количества блага, которые никогда не могут реа­лизоваться на практике. Можно сказать, что кривая спроса представляет собой геометрическое место точек, соответствующих максимальным зна­чениям цены, которую множество покупателей готовы заплатить за каждое количество благ на протяжении стандартного периода времени.

Кривая спроса отражает косвенную конкуренцию между собой различных покупателей. Однако за ней стоит конкуренция различных це­лей и средств у каждого покупателя. Если цена на благо выросла, то каж­дый покупатель должен решать вопрос, стоит ли ему покупать прежнее количество блага по новой цене. Рациональный агент, скорее всего, пред­почтет несколько уменьшить покупки того блага, цена на которое выросла. Иначе говоря, кривая спроса отдельно взятого индивида (кривая индиви­дуального спроса) имеет тот же знак наклона (отрицательный), что и об­щая кривая спроса. Можно даже сказать, что рыночный спрос представ­ляет собой сумму спроса индивидов.

Рис.. Горизонтальное суммирование индивидуального спроса на частные блага

На рис. представлено суммирование спроса трех индивидов. Это суммирование называют горизонтальным, поскольку одному значению цены, которую экономисты отображают на вертикальной оси координат, соответ­ствует множество значений индивидуального спроса на частное благо, ото­бражаемого на горизонтальной оси. Для сравнения отметим, что спрос на чисто общественное благо суммируется «по вертикали».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: