Факторы (детерминанты) предложения

Цена - основная детерминанта величины предложения лю­бого продукта. Однако существуют другие (условно назовем их нецено­выми) детерминанты, или факторы, влияющие на величину предло­жения. Если одна из неценовых детерминант в действительности претер­певает изменения, то положение кривой предложения будет меняться.

К другим детерминантам предложения относятся:

1. Цены на ресурсы. Величина предложения фирмы основывается на издержках производства. Здесь действует следующая закономерность: снижение цен на ресурсы снижает издержки производства и увели­чивает предложение, т. е. перемещает кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличивает издержки производства и сокращает предложение, т. е. смещает кривую предложения влево.

2. Технология. Совершенствование технологии означает, что можно произвести единицу продукции более эффективно, т. е. с меньшей затратой

ресурсов.

3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство на­логов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наобо­рот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пше­ницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пше­ницу может заставить фермеров сократить производство и предложение ку­курузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предло­жение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения цен на продукцию автомобильной фирмы способно побудить ее увеличить произ­водственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фир­мы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предло­жения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Различие между изменением в предложении и изменением вели­чины предложения такое же, как различие между изменением в спро­се и изменением величины спроса.

Изменение в предложении выражается в смещении кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево.

Причиной изменения предложения служит изменение одной или бо­лее детерминант предложения. Напротив, изменение величины предло­жения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения явля­ется изменение цены на рассматриваемый продукт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: