Несовершенная конкуренция
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли действует только одна фирма, т. е. границы фирмы и отрасли совпадают.
Несовершенная конкуренция господствует на тех рынках, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или снижая ее, состоит из укрупненных моделей конкурентных рынков, таких, как монополистическая монополия, олигополия, дуополия, монопсония. Каждая модель имеет свои черты и особенности.
Таблица
Формы конкуренции (типы рыночных структур)
Формы конкуренции | Признаки, определяющие форму конкуренции | Степень конкуренции |
Совершенная | ||
Множество фирм, производящих | Отсутствие | |
данный продукт. | контроля | |
Полная однородность | над ценами | |
производимой продукции. | ||
Отсутствие ограничений | ||
для межотраслевого перелива ресурсов. | ||
Полная информация, | ||
т. с. совершенное знание рынка | ||
потребителями и производителями. | ||
Несовершенная | ||
1. Монополия (чистая) | Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) | Очень высокая степень контроля над ценами |
2. Олигополия | Относительно небольшое количество | Частичный |
фирм, производящих данный | контроль | |
вид продукции. | над ценами | |
Производится однородная продукция (незначительная дифференциация | ||
продукции) | ||
3. Монополистическая конкуренция с дифференциацией | Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции. | Очень слабый контроль над ценами |
продукта |
Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.
|
|
Кроме основных типов рыночных структур существует еще множество других. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией.
Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию покупателей.
Когда сталкиваются монопсонист - покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.
Монополия — (от греч, моно — «единственный» и полео — «продаю») — это господство на сегменте рынка одного производителя (продавца) или объединения предприятий в целях повышения цен и получения монопольно высокой прибыли.
|
|
В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий:
А) Естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т д)
Б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)
В) Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка.
Чистая монополия возникает тогда, когда на рынке начинает господствовать один производитель товара или услуги. В этом случае модель представлена только одной фирмой. Она является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги. Чистую монополию можно рассматривать как отрасль, состоящую из одной фирмы. Из этого следует, что продукт монополии уникален, ему нет близких заменителей и покупатель вынужден брать этот продукт по цене, диктуемой монополией, или обходиться без данного продукта или услуги. При падении спроса на продукт или услугу монополист может вызвать изменение цены, манипулируя количеством предложенного продукта.
Вступление в отрасль чистой монополии заблокировано государством. Барьеры устанавливаются через патенты на производство данной продукции или услуги. Современная технология в некоторых отраслях дает возможность иметь низкие издержки только при крупных масштабах производства. Появление на сегменте новой фирмы увеличит совокупный объем продукции, предложение может превысить спрос, что вызывает снижение цены. Снижение цены отразится на доходности производства, что в свою очередь потянет за собой сокращение объемов выпускаемой продукции. Сокращение объемов увеличит издержки производства; далее нам уже ясно, чем это закончится — цены возрастут.
Сам процесс создания нового крупного производства сопряжен с большими финансовыми затратами. Для этого необходимы большие средства. Получить крупный кредит непроверенному предприятию довольно проблематично. Все эти барьеры направлены на сохранение чистой монополии.
Необходимо отметить, что монополизация экономики — это закономерный процесс ее развития вследствие влияния на экономику научно-технического процесса и активной концентрации производства. Вторая половина XX века создала благоприятные условия для развития монополии. Причина этого события — появление избыточного капитала, который заставляет товаропроизводителей стремиться получать высокую прибыль. Производители создают тресты, а затем появляются совершенно новые формы монополий — концерны, конгломераты, транснациональные корпорации.
Существуют следующие организационные формы монополий:
Картель — фирмы, объединенные в картель в административном и финансовом отношении, остаются самостоятельными, но они обязаны выполнять все условия соглашения, предусматривающего
• ограничение доли каждого производителя в общем объеме производства;
• обмен патентами и разграничение рынков;
• определенные цены сбыта на произведенную продукцию;
• условия найма рабочей силы.
Синдикат — в отличие от картеля участники синдиката
• утрачивают свою коммерческую самостоятельность — закупку сырья и сбыт готовой продукции осуществляют совместно;
• сохраняют за собой производственную и юридическую обособленность.
Трест — монополистическое объединение
• на основе совместной собственности, общего управления производством и сбытом продукции;
|
|
• при котором предприятия утрачивают свою коммерческую и производственную самостоятельность.
Концерн — объединяет предприятия
• различных отраслей народного хозяйства (включая торговлю, транспорт, финансовые компании, банки и т. д.);
• лишенные самостоятельности и находящиеся под единым контролем головной фирмы.
Консорциум — его участники полностью сохраняют свою самостоятельность. Промышленные компании, банки заключают между собой временное соглашение для осуществления крупных проектов, проведения значительных финансовых операций по размещению ценных бумаг, а также совместных научных изысканий.
Эти монопольные объединения появились в результате конкурентной борьбы, которая толкала товаропроизводителей активно использовать дополнительный капитал на укрупнение производства, т.е. шел процесс концентрации капитала. Конкурентная борьба толкала мелких и средних товаропроизводителей к слиянию в одну фирму, способную устоять в коллизиях конкуренции, таким образом параллельно концентрации шел процесс централизации производства. Появление монополий происходит в условиях обострения конкурентной борьбы, которая разворачивается между самими монополиями, монополиями и предприятиями, не входящими в монополистические объединения, внутри самих монополий, где каждый участник борется за более сладкий кусок общего пирога.