Монополия

Несовершенная конкуренция

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из призна­ков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случа­ем является чистая монополия, когда в отрасли действу­ет только одна фирма, т. е. границы фирмы и отрасли совпадают.

Несовершенная конкуренция господствует на тех рынках, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или сни­жая ее, состоит из укрупненных моделей конкурентных рынков, таких, как монополистическая монополия, олигополия, дуополия, монопсония. Каждая модель имеет свои черты и особенности.

Таблица

Формы конкуренции (типы рыночных структур)

Формы конкуренции Признаки, определяющие форму конкуренции Степень конкуренции
Совершенная  
  Множество фирм, производящих Отсутствие
  данный продукт. контроля
  Полная однородность над ценами
  производимой продукции.  
  Отсутствие ограничений  
  для межотраслевого перелива ресурсов.  
  Полная информация,  
  т. с. совершенное знание рынка  
  потребителями и производителями.  
Несовершенная  
1. Монополия (чистая) Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) Очень высокая степень контроля над ценами
2. Олигополия Относительно небольшое количество Частичный
  фирм, производящих данный контроль
  вид продукции. над ценами
  Производится однородная продукция (незначительная дифференциация  
  продукции)  
3. Монополисти­ческая конкуренция с дифференциацией Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции. Очень слабый контроль над ценами
продукта    

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, ког­да фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.

Кроме основных типов рыночных структур существует еще множе­ство других. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией.

Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию покупателей.

Когда сталкиваются монопсонист - покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии называ­ется дуополией.

Монополия — (от греч, моно — «единственный» и полео — «про­даю») — это господство на сегменте рынка одного производителя (продавца) или объединения предприятий в целях повышения цен и получения монопольно высокой прибыли.

В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий:

А) Естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т д)

Б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)

В) Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка.

Чистая монополия возникает тогда, когда на рынке начинает господствовать один производитель товара или услуги. В этом слу­чае модель представлена только одной фирмой. Она является един­ственным производителем данного продукта или поставщиком услуги. Чистую монополию можно рассматривать как отрасль, со­стоящую из одной фирмы. Из этого следует, что продукт монополии уникален, ему нет близких заменителей и покупатель вынужден брать этот продукт по цене, диктуемой монополией, или обходиться без данного продукта или услуги. При падении спроса на продукт или услугу монополист может вызвать изменение цены, манипулируя количеством предложенного продукта.

Вступление в отрасль чистой монополии заблокировано госу­дарством. Барьеры устанавливаются через патенты на производство данной продукции или услуги. Современная технология в некото­рых отраслях дает возможность иметь низкие издержки только при крупных масштабах производства. Появление на сегменте новой фирмы увеличит совокупный объем продукции, предложение мо­жет превысить спрос, что вызывает снижение цены. Снижение цены отразится на доходности производства, что в свою очередь потянет за собой сокращение объемов выпускаемой продукции. Сокраще­ние объемов увеличит издержки производства; далее нам уже ясно, чем это закончится — цены возрастут.

Сам процесс создания нового крупного производства сопряжен с большими финансовыми затратами. Для этого необходимы большие средства. Получить крупный кредит непроверенному предпри­ятию довольно проблематично. Все эти барьеры направлены на со­хранение чистой монополии.

Необходимо отметить, что монополизация экономики — это закономерный процесс ее развития вследствие влияния на эконо­мику научно-технического процесса и активной концентрации про­изводства. Вторая половина XX века создала благоприятные условия для развития монополии. Причина этого события — появление из­быточного капитала, который заставляет товаропроизводителей стре­миться получать высокую прибыль. Производители создают тресты, а затем появляются совершенно новые формы монополий — кон­церны, конгломераты, транснациональные корпорации.

Существуют следующие организационные формы монополий:

Картель — фирмы, объединенные в картель в административ­ном и финансовом отношении, остаются самостоятельными, но они обязаны выполнять все условия соглашения, предусматривающего

• ограничение доли каждого производителя в общем объеме производства;

• обмен патентами и разграничение рынков;

• определенные цены сбыта на произведенную продукцию;

• условия найма рабочей силы.

Синдикат — в отличие от картеля участники синдиката

• утрачивают свою коммерческую самостоятельность — закуп­ку сырья и сбыт готовой продукции осуществляют совместно;

• сохраняют за собой производственную и юридическую обо­собленность.

Трест — монополистическое объединение

• на основе совместной собственности, общего управления производством и сбытом продукции;

• при котором предприятия утрачивают свою коммерческую и производственную самостоятельность.

Концерн — объединяет предприятия

• различных отраслей народного хозяйства (включая торговлю, транспорт, финансовые компании, банки и т. д.);

• лишенные самостоятельности и находящиеся под единым кон­тролем головной фирмы.

Консорциум — его участники полностью сохраняют свою само­стоятельность. Промышленные компании, банки заключают между собой временное соглашение для осуществления крупных проектов, проведения значительных финансовых операций по размещению ценных бумаг, а также совместных научных изыска­ний.

Эти монопольные объединения появились в результате конку­рентной борьбы, которая толкала товаропроизводителей активно ис­пользовать дополнительный капитал на укрупнение производства, т.е. шел процесс концентрации капитала. Конкурентная борьба тол­кала мелких и средних товаропроизводителей к слиянию в одну фир­му, способную устоять в коллизиях конкуренции, таким образом параллельно концентрации шел процесс централизации производ­ства. Появление монополий происходит в условиях обострения кон­курентной борьбы, которая разворачивается между самими монополиями, монополиями и предприятиями, не входящими в мо­нополистические объединения, внутри самих монополий, где каж­дый участник борется за более сладкий кусок общего пирога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: