На современном этапе развития экономики есть понятие «естественная монополия» — как исключительное право, предоставляемое государством предприятию, организации или отдельному лицу, на осуществление какой-либо деятельности.
За правительственными комиссиями сохраняется право регулировать действия таких монополий, определять цены (тарифы) на их продукцию. Ввиду сдерживания роста цен на определенные товары и услуги естественных монополий, государство вынуждено в случае необходимости выделять производителям субсидии, которые позволяют покрыть убыток.
Естественными монополиями могут быть коммерческие и некоммерческие организации, занятые в процессе производства или реализации товаров или услуг. Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам в отраслях, где может существовать только крупномасштабное производство, способствующее снижению затрат, повышению эффективности, снижению цен (энергетика, водоснабжение, газоснабжение, городской метрополитен, связь и т. д.).
Эти организации, используя технологические особенности производства, могут производить товары или услуги, которые не имеют в данное время заменителей и, как следствие, имеют устойчивый спрос при незначительном изменении цены.
Одновременно естественная монополия характерна для добычи редких ископаемых или производства определенных товаров в особо благоприятных для этого природных условиях (минеральная рода, особые сорта чая, винограда и т. п.). Правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, цены (тарифы) на продукцию естественных монополий определяются правительственными регулирующими комиссиями. Государство проводит политику сдерживания цен на определенные товары и услуги, производимые естественными монополиями. Для покрытия возможного убытка производителей государство выделяет им необходимые субсидии. Создание конкурентной среды на рынке, независимо от уровня спроса, в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники.
В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы (завод по производству глюкозы). На первый взгляд, такая ситуация малореальная и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т. д.
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичный пример естественной монополии представляют собой муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Монополия возникает там, где велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании: в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения - закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).
Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс, например на естественные факторы производства.
Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), и ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.