Естественная монополия

На современном этапе развития экономики есть понятие «ес­тественная монополия» — как исключительное право, предоставляе­мое государством предприятию, организации или отдельному лицу, на осуществление какой-либо деятельности.

За правительственными комиссиями сохраняется право регули­ровать действия таких монополий, определять цены (тарифы) на их продукцию. Ввиду сдерживания роста цен на определенные товары и услуги естественных монополий, государство вынуждено в случае необходимости выделять производителям субсидии, которые позво­ляют покрыть убыток.

Естественными монополиями могут быть коммерческие и не­коммерческие организации, занятые в процессе производства или реализации товаров или услуг. Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам в отраслях, где может су­ществовать только крупномасштабное производство, способствую­щее снижению затрат, повышению эффективности, снижению цен (энергетика, водоснабжение, газоснабжение, городской метропо­литен, связь и т. д.).

Эти организации, используя технологические особенности про­изводства, могут производить товары или услуги, которые не име­ют в данное время заменителей и, как следствие, имеют устойчивый спрос при незначительном изменении цены.

Одновременно естественная монополия характерна для добы­чи редких ископаемых или производства определенных товаров в особо благоприятных для этого природных условиях (минеральная рода, особые сорта чая, винограда и т. п.). Правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, цены (тари­фы) на продукцию естественных монополий определяются правитель­ственными регулирующими комиссиями. Государство проводит политику сдерживания цен на определенные товары и услуги, произ­водимые естественными монополиями. Для покрытия возможного убытка производителей государство выделяет им необходимые суб­сидии. Создание конкурентной среды на рынке, независимо от уров­ня спроса, в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития на­уки и техники.

В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы (завод по производству глюкозы). На первый взгляд, такая ситуация малореальная и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книж­ный магазин и т. д.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в изве­стной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естествен­ным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичный пример естественной монополии представля­ют собой муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монопо­лист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контро­лирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там, где велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомо­бильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании: в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения - закреп­ляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс, например на естественные факторы производства.

Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), и ограждена от не­посредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: