Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция — рыночная структура, кото­рая впитала в себя ряд свойств совершенной конкуренции в сочета­нии с элементами монополизма

Монополистическая конкуренция — рыночная структура, кото­рая впитала в себя ряд свойств совершенной конкуренции в сочета­нии с элементами монополизма.

Отрасль включает в себя значительное число фирм, каждая из которых производит небольшую долю отраслевого выпуска, что не дает возможность отдельной фирме влиять на цену товара и полу­чение монопольной прибыли.

Конкурирующие фирмы в основном являются небольшими предприятиями, что позволяет им быстро реагировать на все изме­нения, происходящие на рынке.

Однако сравнительно небольшим предприятиям всегда не хва­тает средств на внедрение последних достижений науки и техники, всегда ощущается определенная неустойчивость в бизнесе.

Наличие большого количества средних фирм с дифференциро­ванным товаром исключает возможность взаимодействовать между собой при определении объема производства и цены. Эти вопросы решает рынок через спрос и предложение.

Особенность монополистической конкуренции заключается в дифференцированном продукте, каждая фирма поставляет на ры­нок особый товар, который по-своему уникален. Разные упаковки, технические свойства, условия продажи (за наличный расчет, кре­дит и т. д.), послепродажное обслуживание, реклама и, конечно, фирменная марка — все перечисленное создает условия для повышения цены без существенной потери покупателей.

Только незна­чительная часть покупателей переключают свой спрос на товар кон­курентов.

Несмотря на внешнее благополучие, фирма сталкивается с кон­куренцией фирм, производящих товары-заменители. Возникает высокая перекрестная эластичность.

Подводя итог, можно сказать, что монополистическая конкурен­ция монополистична в том смысле, что каждая фирма обладает определенной долей сегмента на рынке, где она выступает как моно­полист своего товара. С другой стороны, она находится в постоянной конкурентной борьбе с другими фирмами, которые производят и про­дают подобные товары.

Монопсония — разновидность монополии. Это способность единственного покупателя на рынке определенного товара влиять на цену этого товара и услуги у множества товаропроизводителей Монопсония — зеркальное отражение монополии, где действую? такие же правила, что и в монополии.

Особенность монопсонии заключается в том, что покупатель, а не продавец, назначает цену на товар. По законам экономики цена должна нести в себе прибыль для товаропроизводителя. Наруше­ние этого правила со стороны монопсониста может привести к раз­валу ряда сегментов на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: