Монополистическая конкуренция — рыночная структура, которая впитала в себя ряд свойств совершенной конкуренции в сочетании с элементами монополизма.
Отрасль включает в себя значительное число фирм, каждая из которых производит небольшую долю отраслевого выпуска, что не дает возможность отдельной фирме влиять на цену товара и получение монопольной прибыли.
Конкурирующие фирмы в основном являются небольшими предприятиями, что позволяет им быстро реагировать на все изменения, происходящие на рынке.
Однако сравнительно небольшим предприятиям всегда не хватает средств на внедрение последних достижений науки и техники, всегда ощущается определенная неустойчивость в бизнесе.
Наличие большого количества средних фирм с дифференцированным товаром исключает возможность взаимодействовать между собой при определении объема производства и цены. Эти вопросы решает рынок через спрос и предложение.
Особенность монополистической конкуренции заключается в дифференцированном продукте, каждая фирма поставляет на рынок особый товар, который по-своему уникален. Разные упаковки, технические свойства, условия продажи (за наличный расчет, кредит и т. д.), послепродажное обслуживание, реклама и, конечно, фирменная марка — все перечисленное создает условия для повышения цены без существенной потери покупателей.
|
|
Только незначительная часть покупателей переключают свой спрос на товар конкурентов.
Несмотря на внешнее благополучие, фирма сталкивается с конкуренцией фирм, производящих товары-заменители. Возникает высокая перекрестная эластичность.
Подводя итог, можно сказать, что монополистическая конкуренция монополистична в том смысле, что каждая фирма обладает определенной долей сегмента на рынке, где она выступает как монополист своего товара. С другой стороны, она находится в постоянной конкурентной борьбе с другими фирмами, которые производят и продают подобные товары.
Монопсония — разновидность монополии. Это способность единственного покупателя на рынке определенного товара влиять на цену этого товара и услуги у множества товаропроизводителей Монопсония — зеркальное отражение монополии, где действую? такие же правила, что и в монополии.
Особенность монопсонии заключается в том, что покупатель, а не продавец, назначает цену на товар. По законам экономики цена должна нести в себе прибыль для товаропроизводителя. Нарушение этого правила со стороны монопсониста может привести к развалу ряда сегментов на рынке.