Рис. 12. Предназначение муниципальных информационных систем
Рис. 11. Структура муниципальной информационной системы
Рис. 10. Направления информатизации муниципального управления
Муниципальная информационная система представляет собой целостную технологическую, программную и информационную средусоздания, хранен ия, анализа и распространения информации в интересах муниципальных органов власти, предприятий и граждан. МИС является средством информационной поддержки муниципального управления, и ее необходимо рассматривать как объединение всех принятых в организации технологий обработки информации.
Информационной основой для реализации системы управления МО является муниципальная информационная система (МИС), обеспечивающая полной, достоверной, актуальной и адекватной информацией все уровни муниципального управления.
Для достижения указанных целей необходимо эффективное функционирование системы информационного обеспечения деятельности органов муниципального управления.
|
|
Можно выделить следующие направления использования современных информационных технологий в деятельности органов муниципального управления:
· информационное взаимодействие субъектов муниципального управления (рис. 10);
· информационно-аналитическая поддержка управленческих решений;
· обеспечение безбумажной технологии обработки и хранения информации.
Обобщенная структура муниципальной информационной системы (рис. 11) состоит из следующих компонентов:
· ИСЦАА — информационная система центрального аппарата администрации;
· ИСГД — информационная система городской Думы;
· ИСТОМУ — информационная подсистема территориальных органов муниципального управления;
· ИСООМУ — информационная подсистема отраслевых органов муниципального управления;
· ИСФОМУ — информационная подсистема функциональных органов муниципального управления;
· МИП — муниципальный интернет-портал;
· ЦБД — центральная база данных;
· ЕИП — единое информационное пространство города.
Если учитывать частные и основные задачи МИС (рис. 12), то структуру системы, приведенную на рис. 11, можно дополнить следующими функционально обособленными комплексами и подсистемами:
· подсистема бюджетного процесса;
· подсистема нормативно-правового обеспечения органов местного самоуправления;
· локальная вычислительная сеть мэрии;
· подсистема документооборота и делопроизводства;
· комплекс учета муниципальной собственности;
· информационная подсистема «Население»;
· мониторинговая подсистема социально-экономического развития города;
|
|
· информационно-аналитическая система;
· геоинформационная система города;
· государственная автоматизированная система «Выборы»;
· комплекс взаимодействия с глобальной сетью Интернет;
· подсистема регистрации юридических лиц и предпринимателей;
· автоматизированная информационная система городского хозяйства;
· муниципальная телекоммуникационная сеть.
Общие принципы создания ИС города, области, края, республики:
· соответствие структуры ИС структуре управления территорией;
· распределенная обработка информации;
· соответствие организационного построения ИС административно-территориальной структуре региона;
· интеграция (программные компоненты ИС должны быть взаимосвязаны на уровне обмена данными);
· оптимальное сочетание централизации и децентрализации обработки информаии;
· унификация форматов данных;
· использование общей системы классификации и кодирования информации, форм представления информационных ресурсов, соглашений, протоколов;
· информационная открытость в сочетании с принципом защиты информации от несанкционированного доступа, сохранения конфиденциальности персональных данных и секретности в соответствии с законодательством.
Информационная система города (области, края, республики) представляет собой комплекс сложных программных систем. Любая сложная ИС должна строиться, исходя из принципов:
· масштабируемости (сохранение работоспособности системы при увеличении числа пользователей и объемов обрабатываемой информации, возможности последующей адаптации к растущим нагрузкам и дополнительным функциям: расширяемость для обеспечения возможности подключения к вновь появляющимся внешним системам);
· открытости (возможность расширения функционального наполнения системы за счет открытого прикладного программного интерфейса);
· модульности (деление системы на независимые модули с возможностью простого сопряжения).