Этап II. Определение ценовой политики реализации товаров и услуг.
Этап I. Учет факторов, влияющих на уровень цен.
Процесс ценообразования и факторы, влияющие на изменение рыночных цен
Процесс ценообразования является сложным и включает в себя семь этапов.
К ним относятся:
- имидж предприятия. При установлении ценовой стратегии предприятие должно учитывать воспринимаемый потребителями имидж, поскольку чем выше его авторитет, тем большим доверием и популярностью пользуется предлагаемый товар;
- географический фактор. При наличии разветвленной сети филиалов возникает необходимость в ориентации ценовой стратегии на особенности денежных рынков в разных странах (регионах);
- влияние других субъектов рынка. Кроме конкурентов, на ценовую стратегию предприятия могут оказывать давление потребители и государственные органы;
- ценовые скидки, призванные стимулировать приобретение товаров большими партиями.
Выделяют три главные цели ценовой политики:
1) обеспечение продаж (выживаемости);
2) максимизация прибыли;
3) удержание рынка.
Каждая из целей ценовой политики реализуется в конкретных условиях рынка.
Обеспечение сбыта (выживаемости) устанавливается в условиях жесткой конкурентной борьбы между продавцами аналогичных товаров. реализация данной цели возможна тогда, когда существует большой рынок потребителей, товар эластичен по цене, увеличение объема сбыта и прибыли достигается снижением затрат на единицу товара. Инструментом реализации данной цели является занижение цен.
Максимизация прибыли как цель ценовой политики может быть реализована при разных условиях хозяйствования и рыночной конъюнктуры:
- при увеличении цены в связи с ростом капиталовложений,
- установление стабильного дохода на основе средней нормы прибыли, имеющей устойчивое положение на рынке,
- предприятиями, не уверенными в своем будущем и использующие выгодную для себя конъюнктуру.
Реализация третьей цели – удержание рынка – возможна, когда субъект хозяйствования хочет сохранить свое уже сложившееся положение на рынке, следит за ситуацией на рынке, динамикой цен, издержками производства и обращения.
Это важный этап формирования цены. Спрос по-разному реагирует на цену. Степень его чувствительности к изменению цены определяется коэффициентом эластичности. Необходимо проанализировать все группы факторов, влияющих на спрос. Верхний предел цены определяется спросом на товар, нижний – суммой постоянных и переменных издержек обращения.