Внутренняя и внешняя среда организации

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения личных целей или целей организации.

Различают формальные и неформальные организации.

Формальные организации создаются по воле руководства. Неформальные организации создаются спонтанно.

Все формальные организации могут быть простыми и сложными. Простые организации имеют одну цель. Сложные – многоцелевые.

Все сложные организации имеют общие характеристики:

1. Наличие ресурсов.

2. Зависимость от внешней среды.

3. Горизонтальное разделение труда.

4. Подразделения

5. Вертикальное разделение труда

6. Необходимость управления.

Руководителей традиционно делят на три категории с точки зрения функции, выполняемой ими в организации.

1. Технический уровень (руководители низового звена). Лица на этом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг.

2. Управленческий уровень (руководители среднего звена). Лица на этом уровне в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации.

3. Институциональный уровень (руководители высшего звена). Руководители этого уровня заняты в основном разработкой долгосрочных планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой.

Уровень управления Типы организации
Коммерческая Производственная Образовательная Правительственная
Высший Председатель совета директоров, Президент, Вице-президент, исполнительный директор Председатель правления, Президент, Генеральный директор, директор, зам. директора, главный специалист Ректор, проректор, директор школы Министр, Премьер-министр
Средний Менеджеры структурных подразделений, отделов и департаментов начальник отдела, начальник цеха, заместитель начальника цеха Декан Руководитель отделов и департаментов
Низший Мастера, менеджеры, координаторы, бригадиры начальник цехового бюро, руководитель группы, мастер, бригадир Заведующий кафедрой Руководители программ

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ – это ситуационные факторы внутри организации. Различают следующие группы внутренних факторов:

1. Цели – конкретные конечные состоянияили желаемый результат, которого стремится добиться организация.

2. Структура организации – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет эффективно достигать целей организации.

3. Задача – предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

4. Технология – средство преобразования ресурсов в искомые продукты или услуги.

5. Культура организации – позиции, точки зрения, манера поведения, в которых воплощаются основные ценности организации.

6. Люди – центральный фактор в любой модели управления.

Организация как открытая система подвергается влиянию внешней среды. Различают две группы факторов внешней среды:

1. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на организацию. К ним относятся: потребители, поставщики, законы и государственное регулирование, конкуренты, союзы и общества.

2. Среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но, тем не менее, сказываются на ней: состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические факторы, факторы международного окружения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: