Эволюция управления

Лекция 2

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТ

В теории управления понятие менеджмент используется в следующих значениях:

1) менеджмент – это наука, т.е. самостоятельная область человеческих знаний. Имеет свои теории, принципы, понятия, методологии.

2) менеджмент – это искусство, так как требует от человека особых личностных качеств, таланта, интуиции.

3) менеджмент – это процесс, т.е. последовательность логически связанных между собой действий. Попытка выделить какое-либо действие и с его помощью управлять, не даёт результатов.

Определения процесса управления (менеджмента):

Менеджмент – это процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты создают организации и управляют ими, ставя цели и обеспечивая их достижение, следовательно, объектом управления является организация и все её сферы деятельности.

Менеджмент – это процесс влияния на деятельность каждого человека в организации и создание условий для его эффективной работы, следовательно, объектом управления является человек в организации.

Менеджмент – это процесс циклический, т.е. его этапы периодически повторяются, цикличность объясняется двумя причинами:

· заключается в том, что менеджмент всегда накладывается на конкретный технологический цикл и сопровождает все его этапы

· основным результатом управленческой деятельности является решение, а процесс принятия решения тоже циклический, т.е. результаты выполнения решения учитываются в других управленческих ситуациях.

4) менеджмент – орган в структуре организации, т.е. подразделения и специалисты, выполняющие функции управления.

I. Школа научного управления. Время зарождения этой школы - 80-е годы ХIХ века, основатель – Ф. Тейлор.

Задача школы – повышение производительности труда за счёт рационализации трудовых операций.

Объект управления – человек (рабочий). Для научной школы характерен механистический подход к человеку, суть которого в том, что человек рассматривается только как носитель и исполнитель рабочей функции («деталь единого механизма»).

Принципы научного управления Ф. Тейлора:

1) оптимизация методов выполнения работы на основе научного изучения затрат времени, движений и усилий рабочего.

2) абсолютное следование разработанным стандартам - оптимальные методы выполнения работы становились стандартами для всех, требовалось их неукоснительное исполнение.

3) оплата по результатам труда – Тейлор впервые ввёл нормирование труда и привязал оплату к выполнению нормы.

4) научный подход к подбору, расстановке и обучению рабочих.

5) использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль в различных сферах деятельности предприятия – Тейлор заложил основу разделения управленческого труда.

6) поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами для получения возможностей научного управления (кооперация с рабочими) – необходимость подчиняться рационалистическим принципам заставляла рабочих подавлять собственное «я» и вызывала антагонистическое отношение к менеджерам.

II. Административная школа управления. Основана в 20-е годы ХХ века. Основатель Анри Файоль.

Объектом управления является вся организация.

Задача школы – повышение эффективности работы предприятия.

Заслуги административной школы:

1) Выделены сферы деятельности предприятия

· производство

· администрирование

· коммерческая деятельность

· финансы

Соответственно, управление разделилось по сферам деятельности: управление производством, управление финансами, управление коммерческой деятельностью.

2) Сформулированы функции менеджмента (т.е. чем должно заниматься управление на предприятии)

· планирование

· организовывание

· распорядительство

· координация

· контроль

Соответственно, управление разделилось по функциям.

3) Разработана структура организации, т.е. схема взаимодействия и взаимоподчинения подразделений и отдельных работников.

4) Разработаны принципы управления организацией:

· разделение труда: каждая работа должна выполняться специалистом с соответствующими знаниями и квалификацией;

· полномочия и ответственность: управляющий должен быть наделён достаточными полномочиями, чтобы потом нести ответственность за результаты выполнения работ;

· дисциплина: работники должны подчиняться требованиям, установленным администрацией, руководители должны наказывать за нарушение дисциплины;

· единоначалие: каждый работник должен иметь только одного непосредственного руководителя;

· единство действий: действия всех, без исключения, работников организации должны подчиняться единой цели;

· вознаграждение персонала: каждый работник должен получать справедливое вознаграждение за свой труд;

· централизация: вся власть в организации должна быть сосредоточена в едином управляющем центре;

· подчинённость личных интересов: интересы организации всегда имеют преимущества над интересами отдельного человека;

· иерархия (“цепь начальников” – А. Файоль): все распоряжения в организации должны передаваться по уровням управления;

· порядок: каждый работник в организации должен иметь своё рабочее место и отвечать за порядок на нём;

· справедливость: все правила и распоряжения, поощрения и наказания должны в одинаковой степени относиться ко всем работникам организации;

· стабильность персонала: установка на долгосрочную работу в организации;

· инициатива: должна поощряться;

· корпоративный дух: общность целей и интересов, взаимопомощь, открытость информации.

Известным представителем административной школы является Макс Вебер, автор теории рациональной бюрократии. Суть этой теории в том, что порядок и предсказуемость в деятельности организации могут быть достигнуты только при строгом следовании правилам, предписаниям и инструкциям.

III. Школа человеческих отношений. Основана в 30-е – 40-е годы ХХ века, её основателем считается Элтон Мэйо.

В результате Хоуторнского эксперимента был сделан вывод, что на производительность труда влияют не только физические условия (освещенность, температура воздуха, продолжительность перерывов на отдых и т.п.), но и морально-психологический климат. Задачей этой школы стало изучение поведения человека на работе, факторов, влияющих на поведение и мотивов, побуждающих к труду. Объектом управления снова становится человек, но уже не как деталь механизма, а как личность, имеющая свои потребности, интересы, мотивы поведения.

Изменение отношения к человеку в организации привело к созданию ряда бихейвиористских (поведенческих) теорий. Среди них наиболее известны:

1) теория иерархии потребностей А. Маслоу

2) теория “Х” и “У” Д. Мак Грегора.

IV. Количественный подход: начало 50-х годов ХХ века.

Управление – это логический процесс, который может быть формализован и выражен математическим языком. В управлении начали применять математический анализ, математическое моделирование, теорию вероятности. В 60-е годы особое развитие получила кибернетика: наука, занимающаяся анализом и формализацией процессов и закономерностей управления.

V. Системный подход: конец 50-х годов ХХ века.

В управлении начали применять разработки теории систем Людвига фон Берталанфи. Первоначально теория систем создавалась для естественных наук и использовалась в биологии, анатомии, астрономии. Но постепенно исследователи (в частности, английский философ Спенсер) выявили аналогии между законами жизнедеятельности живых организмов и закономерностями развития организаций. Появилась возможность использовать положения теории систем в управлении организацией. Наиболее важны два аспекта теории системы:

1) организация – это система, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, действующих для достижения общей цели. Взаимозависимость элементов такова, что изменения в одном из них приводит к изменениям в других элементах и в системе в целом. Элементами системы организации являются:

· персонал

· технологии

· оборудование

· ресурсы

· процессы и т.п.

2) организация – это открытая система, т.е. находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой. Факторами внешней среды организации являются потребители, поставщики, конкуренты, государственные органы и т.д. Внешняя среда может создавать угрозу для деятельности организации, но может и предоставлять дополнительные возможности, поэтому управление организацией должно строиться с учётом условий внешней среды.

Применение системного подхода вывело управление за пределы отдельной организации.

VI. Ситуационный подход: 60-е – начало 70-х годов ХХ века. Также базируется на положении теории системы и является логическим продолжением системного подхода. Его суть в том, результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут значительно отличаться друг от друга. Поэтому при выполнении всех функций менеджмента (планирование, организовывание, мотивирование, контроль) необходимо исходить из сложившейся ситуации. Успешное управление возможно при выполнении следующих условий:

1) анализ ситуации для выявления реальных и потенциальных угроз и возможностей;

2) выбор стилей и методов управления в соответствии с ситуацией;

3) обеспечение потенциала организации, позволяющего ей быстро реагировать на изменение ситуации;

4) готовность к изменениям, необходимым для адаптации к изменениям ситуации.

Ситуация определяется совокупностью (сочетанием) внутренних и внешних факторов, создающих обстановку при том или ином виде деятельности. Внутренние – это цели, стратегия, структура, персонал, технологии и т.д., внешние – это условия рынка, политическая и социальная сферы, научно-техническое развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: