Виды групп
Г. Форд
Работать вместе – это успех
Остаться вместе – это прогресс
Собраться вместе – это начало
УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОЙ
Лекция 12
Группа – это объединение сравнительно небольшого количества людей, действующих для достижения общей цели.
Группа воспринимает себя как единое целое. Ее члены идентифицируют себя и свое поведение с группой.
Группа обладает групповым потенциалом и качествами, которые не имеют отдельные ее участники.
В группе возможен эффект синергии, т. е. удачное сочетание качеств отдельных людей может многократно увеличить общий потенциал группы.
Различаются:
· Формальные
· Неформальные
Формальные – обычно структурные подразделения организации. Они создаются руководством для конкретной деятельности. Их деятельность регулируется положением о подразделении, должностными инструкциями специалистов, распоряжениями руководства. Могут быть:
- постоянными (например: отдел, бюро, бригада).
|
|
- временными (например: комиссия, проектная группа).
Неформальные группы создаются в соответствие с интересами, увлечениями, привычками сотрудников. В них есть неформальный лидер и свои неписанные правила и нормы поведения.
Отдельно определяется понятие команда – это группа, достигшая высшего уровня сплоченности, сочетающая в себе преимущества формальных и неформальных групп. Члены команды имеют возможность решать поставленные задачи и одновременно удовлетворять личные и социальные потребности и цели.
1) Размер группы. Зависит от специфики решаемых группой задач. По данным исследователей оптимальное число членов группы – 5 человек, но могут быть варианты. Например, наиболее точные решения принимаются группой от 5 до 11 человек. Оптимальное число участников совещания: 7-9 человек.
В больших группах люди ведут себя более сдержанно. В них затрудняется общение, сложнее отстаивать свою точку зрения, можно “потеряться”. В больших группах чаще создаются условия для дробления. Когда люди, имеющие лидерские качества стараются собрать вокруг себя как можно больше последователей. Это создает конкуренцию между лидерами и повышает уровень конфликтности.
В маленьких группах (с 5 человек) на каждого человека ложится большая ответственность. Каждому человеку уделяется большое внимание. Члены группы чаще встречаются, больше общаются, быстрее складываются их взаимные симпатии и антипатии.
Сейчас в мировой практике эффективной считается парная работа, но здесь необходимо выполнение следующих условий:
a. Напарники должны быть психологически совместимы.
|
|
b. Принимая спорные решения они должны считаться с мнением друг друга, хотя каждый из них наделен свободой в принятии решений.
c. Напарники должны компенсировать слабые стороны друг друга.
d. Должны иметь общий стратегический план действий и разделять обязанности при его выполнении.
В неформальных группах действует закон психологической триады, т. е. наиболее психологически устойчивой структурой является триада с сильным лидером.
Эффект М. Рингельмана: «Средний групповой вклад при совместной работе не совпадает с суммой средних продуктивностей всех вместе взятых отдельных участников группы. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего вклада (усилий) каждого участника в итоги групповой работы (на 7-10%). Средний групповой вклад участников можно рассчитать по формуле:
С=100 – 7(К – 1), где К – количество членов группы.
2) Состав группы. Считается, что в формальные группы лучше подбирать непохожих людей. Например: с разным типом темперамента, мышления, знаниями и навыками. Это позволяет более разносторонне подходить к анализу и решению проблем, но при этом могут возникать проблемы в общении. Главная причина в различиях восприятия ситуации, мотивации, критериев выбора поведения. Из-за различий возникает несогласие, что становится поводом для конфликтов.
В неформальных группах состав зависит от личных целей и ценностей лидера, т.к. он подбирает людей. Такие группы более сплоченны и менее конфликтны.
3) Групповые нормы. Определяют приемлемое с точки зрения группы поведение ее участников.
В формальных группах существуют формальные нормы и правила, они прописаны в организационных документах: кодекс делового поведения сотрудников, правила трудового распорядка, должностные инструкции и т.д. Нормами определяется отношение к клиенту, отношение к коллегам, ответственность при выполнении работы, стиль одежды.
В неформальных группах нормы не прописаны, но признаны всеми участниками. Формулирует нормы обычно лидер, нормами могут быть:
· Взаимопомощь
· Неразглашение информации
· Единый стиль одежды
Группа может иметь и отрицательные нормы, например: дискриминация по какому-либо признаку, подавление инициативы.
Человек может рассчитывать на признание и поддержку группы только в том случае, если он строит свое поведение в соответствии с ее нормами и правилами.
4) Статус членов группы. Статус определяет позицию человека, относительно других членов группы. Статус может зависеть от: должности, опыта, образования, информированности, связей. Какой именно фактор является определяющим зависит от ценностных ориентаций группы и ее лидера. Статус имеет значение при принятии решений и при распределений ресурсов и благ. Традиционно в группе различаются следующие статусные уровни:
· Лидер – наиболее авторитетный и энергичный член группы. Он имеет последнее слово при принятии решений и пользуется первоочередным правом при принятии благ.
· «Второе лицо» - это обычно более интеллектуальный, но менее энергичный человек. Обычно он является блюстителем правил и норм.
· Приближенные – это соратники и опора лидера, полностью разделяющие его позицию.
· «Балласт» - это инертные и подчиняющиеся члены группы, подверженные манипуляциям лидера.
· Оппозиция – люди не довольные своим статусом, но вынужденные подчинятся; они могут выбирать либо скрытое, либо явное сопротивление в зависимости от уровня своих притязаний.
· «Шут» - человек, позволяющий себе критические замечания в отношении лидера. Он может принадлежать и к стану приближенных и к стану оппозиции. Он может действовать с разрешения лидера, и нужен для того, чтобы создавать впечатление свободы слова и демократии.
|
|
· «Козел отпущения» - человек, принимающий на себя групповую агрессию, он так же нужен лидеру, т. к. в борьбе с ним сплочается группа, и если такой человек устал от своего положения и уходит, на его место назначается новый.
Распределение статусов обычно занимается лидер.
5) Роли членов группы. Открытые взаимоотношения людей на работе встречаются достаточно редко. Люди предпочитают играть роли близкие им по чертам характера и соответствующие ситуации в группе.В данном случае понятие играть роль означает выбирать определенную линию поведения. Человек может сам выбирать свою роль и тогда она близка чертам его характера, и он чувствует себя в ней комфортно. Хуже, если роль является следствием статуса в группе или навязана ситуацией, в этом случае она отличается от естественного поведения человека, и он испытывает дискомфорт. Иногда в разных группах один и тот же человек может играть разные роли. Различают 2 вида ролей:
· Целевые, связанны с выполнением работы. Например: генератор идей, критик, усердный исполнитель.
· Поддерживающие, они активизируют жизнь группы. Например: рубаха-парень, «сухарь».
Эффект «Apollo» Р.М. Белбина: Положительный эффект в деятельности группы может быть достигнут только если в ней представлены сотрудники, ориентированные на разные командные роли.