УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ
Лекция 14
Конфликт возникает в процессе взаимодействия людей в организации, когда человек или группа сознательно идут на противоречие со всеми остальными. Причиной конфликта можно считать то, что люди по-разному воспринимают происходящие события. Из-за разности восприятия возникает несогласие, что при определенных условиях может перерасти в конфликт.
Оппонент – стороны-участники конфликта.
Оппоненты могут иметь свои интересы, ожидания, претензии, мотивы поведения.
Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия сторон.
Они могут быть объективными, например, связанные с организационными условиями, либо субъективные, т.е. возникающие в следствие поведения сторон.
Конфликтная ситуация может долгое время никак не проявляться, находиться в скрытом состоянии.
Инцидент – событие или стечение обстоятельств, являющееся непосредственным поводом для конфликта. Инцидент перерастет в конфликт, если участники конфликтного взаимодействия посчитают событие или ситуацию значимыми для себя и нетерпимыми.
|
|
Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.
(причина) (симптом)
Конфликтоген – слово или действие, способное привести к конфликту. Это частный случай инцидента.
Существует закон эскалации конфликтогенов.
Сущность его в том, что на конфликтоген, пущенный в свой адрес, человек старается ответить более сильным конфликтогеном. Тем самым он пытается компенсировать свой моральный проигрыш.
Первый конфликтоген обычно бывает вызван ситуацией, но все остальные всегда преднамеренные.
Виды конфликтогенов:
2) стремление к превосходству.
Может иметь прямые проявления в виде приказа, угрозы, замечания, критики, насмешки.
Также может иметь косвенные проявления, например:
1) снисходительное отношение (даже с оттенком доброжелательства).
2) хвастовство.
3) навязывание советов.
4) категоричность и безопеляционность высказывания.
5) прерывания и поправления речи.
3) проявление агрессии.
Большинство людей агрессивны ситуационно, т.е. их агрессия вызвана либо обстоятельствами (неудача, соперничество), либо внутренним состоянием, например, нездоровьем, обидой и т.д.
Они используют конфликтогены непреднамеренно, но есть люди агрессивные по природе. Они испытывают физическую потребность в проявлении агрессии, они могут провоцировать конфликты, сознательно используя конфликтоген.
Для предотвращения конфликтов рекомендуются следующие способы выхода из агрессивного состояния без нанесения ущерба окружающим:
· Пассивный, например, пожаловаться, поделиться своими проблемами, поплакать.
|
|
· Активный – агрессия выпускается через физическую нагрузку.
· Интеллектуальный, когда человек пытается найти причины своей агрессивности и ищет способы ее снижения.
4) проявление эгоизма.
Человек, имеющий завышенную самооценку, эгоцентризм, действует исходя из собственных потребностей, интересов и чувств. Полное равнодушие к интересам и проблемам других людей вызывает отчуждение и даже грубость, что и становится поводом для конфликта.