Тема 2. Резервирование, как средство повышения безотказности 8 страница

= Парадигмальные образцы решения задач 30.5. Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке. = Математическая гипотеза и ее эмпирическое обоснование. = Физическая картина мира и выдвижение математических гипотез. = Проблема эмпирической проверки математической гипотезы. = Формирование развитой теории в современной науке Тема 31. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности2 час 31.1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. = "Третий мир" Карла Поппера. = Знание как механизм социальной памяти. = Строение знания и его содержание. = Понятие репрезентатора. Описания и предписания. 31.2. Научные революции. = Что такое научная революция? = Научная революция как выбор новых стратегий исследования 31.3. Научная рациональность. = От классической к постнеклассической науке. = Исторические типы научной рациональности Тема 32. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки2 час 32.1. Универсальный эволюционизм—основа современной научной картины мира. = Современные тенденции в развитии научной картины мира. = Универсальный эволюционизм. = Теория самоорганизации. = Иерархия самоорганизующихся систем. = Общенаучная картина мира. = Сближение естественнонаучного и гуманитарного познания 32.2. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития. = Человечество и природа. = Новый взгляда на мир, этика науки. = Открытая рациональность. = Русский космизм. = Идеи восточной философии. 32.3. Современные особенности переднего края исследований. = Процессы дифференциации и интеграции наук. = Взаимодействие наук и их методов. = Дисциплинарные и проблемно-ориентированные исследования. = Структура научно-технического прогресса. = Междисциплинарные исследования. = Изменение субъект-объектного отношения Семинар по темам раздела 6 Методологический Семинар 6: Анализ социально-исторического контекста   Раздел 7 «Методология естествознания и техники» Тема 33. Философия и методология 33.1. Гносеологические аспекты = Субъект - объектное отношение o формула: С-СП-О o конструктивность отношения: • создаваемые знаково-символические системы приобретают относительную самостоятельность • человек замещает ими реальность в процессе интеллектуальной деятельности o теоретические конструктивы = Субъект: o носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа, социум), o источник активности, направленной на объект, вносит свою субъективность o творит свой мир, порождает мир как свое представление об объективной реальности или волю = Объект: o противостоит субъекту в его познавательно-практической деятельности o является результатом конструирования, выделения и отражения объективной реальности o эмпирический уровень объекта дан человеку в его ощущениях, в деятельности o теоретически объект представлен, раскрывается в научных знаниях, теориях = Деятельность: o специфический для человека способ отношения к действительности o сопровождающийся целесообразным преобразованием действительности o приводящий к развитию форм культуры o цели: лежат вне самой деятельности, определяются ценностями, идеалами, мотивами человека = Познание: o процесс построения идеальных планов деятельности и общения o процесс создания и совершенствования знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми o назначение познания: накладывание на мир сети обозначений – научных формул, нравственных норм, художественных образов, магических символов, позволяющих человеку упорядочить своё бытие и структурировать свою психику = Средства познания: o духовные o материальные (вещественные) 33.2. Методология: = Понятие методологии: тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов в различных сферах духовной и практической деятельности = Структура методологического знания: o понятия и принципы: • взаимоотношение уровней научного знания: принципы проверяемости (подтверждаемости), опровергаемости (фальсификации) и наблюдаемости • принципы теоретического уровня знания: простоты, соответствия, инвариантности (симметрии) и системности (согласованности) o идеалы и нормы: • методов познавательной деятельности • содержание знания: доказательности, обоснования, объяснения и описания, • построение системы знания: состав, структура и организация. o парадигмальные образцы решения задач = Уровни методологического знания: 1) философская рефлексия; 2) общенаучная методология; 3) междисциплинарные методы 4) частнонаучные методы = Общенаучная методология o основоположники Р. Декарт, Ф.Бэкон, o классики: И. Ньютон, Г. Лейбниц, И.Кант; o современные: • логико-методологические (структурно-логические аспекты), • исторические (внутренняя историческая детерминация науки), • социокультурная детерминация = Методология сфер научного познания (эпистеме): 1) естественных наук: o позитивизм: исключение метафизики, строить знание от опыта o объект познания заданная реальность, o познаются не единичные явления или их свойства, а общее и закономерное 2) социологии: o задача: объективно смотреть на субъективное, построение научного знания о субъективных явлениях o социальный факт анализируется с учетом мнений, целей и ценностей; o понимание как основа, объяснение носит вспомогательный характер o социальный мир теоретически схематизируется и редуцируется до культурных элементов, системы ценностей индивида, коллектива или социальной группы 3) гуманитарных наук o основатели и классики: В. Дильтей (19в.), Э. Гуссерль, o стремится отразить человека цельного, в многообразии его сил и способностей, с его волей – чувствами - представлениями o герменевтический метод: • не объяснение, а понимание; • знаки и текст; • значения, ценности • целесообразность, • гештальт, • рефлексия = Методология видов деятельности (техне): o виды: научно-исследовательская, образовательная (педагогическая), инженерная, производственно-техническая, творчество в искусстве и т.д. o методология научного познания: • философское учение о системе апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного знания • компоненты научной деятельности: субъект, объект и средства • уровни субъекта: ученый как индивид, научный коллектив, общество • объект дан через познавательную деятельность в идеализированной форме предмета познания, человек творит свой мир, конструирует его • средства познания: материальные и духовные o этапы научного исследования: • постановка проблемы; • вычленение объекта и формирование предмета исследования; • постановка и проведение экспериментов (исследовательских, проверочных); • описание (объяснение) опытных фактов; • выдвижение гипотез и предсказаний; o инженерная и научно-техническая деятельность • особенности С-О отношения: объект не задан, исходно существует только социальный заказ • результат: система знания (эмпирического и теоретического) и опытный образец 33.3. Формы научного знания = Научный факт o это фиксированные по установленной в науке процедуре результаты эмпирических исследований, выраженные на языке науки и обладающие определенными свойствами: • новизна: принципиально новое, ранее неизвестное в науке знание • достоверность: объективная истинность, независимость от того, кем и когда он был получен. • точность: существенная совокупность качественных и количественных характеристик, достаточная для его идентификации o теоретическая нагруженность научного факта: он имеет определенное теоретическое обоснование, в рамках которого только и приобретает статус истинного знания o компоненты научного факта: • лингвистический • перцептивный • материально-практический (событийный) = Теоретическая схема (ТС): o назначение: мысленная модель исследуемого объекта o состав: • абстрактные и идеальные конструктивы • понятийное содержание конструктивов o мыслительные формы: • образы, осмысленные на основе сопряженных понятий • наглядно-действенное представление пространственно-временных связей конструктивов, интерпретированное на математическом формализме = Научный закон o необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, их свойствами и/или этапами развития o основные смыслы: 1) необходимая связь (взаимосвязь, отношение) между событиями, явлениями, а также между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие или разрушение ü это объективные связи явлений и событий ü они существуют независимо от того, известны они кому-либо или нет 2) утверждения, претендующие на отображение объективных связей и входящие в состав научных теорий ü это законы науки ü они претерпевают изменения вместе с эволюцией научного знания 3) аксиомы и теоремы теорий, смысл и значение предмета которых задается самими этими теориями ü это утверждения логических и математических теорий ü они конвенциональны в пределах возможности интерпретации и практического использования 4) социальные нормативные предписания, вырабатываемые самим обществом o необходимо различать: • сам закон как проявление свойств мира, • форму его выражения, проявления • условия (область) его применимости o отношение к истинности: • закон не может быть ни истинным, ни ложным, ни вероятностным. • эти характеристики относятся к его форме выражения (математический формализм) и области его определения o формы проявления: • универсальный и частный • детерминистический и стохастический • эмпирический и теоретический o родовые признаки (что выражают): • связь • отношение • тенденция o виды: • атрибутивные: выражающие неотъемлемые свойства закона, без которых нет закона • субстратные: указывают на носителя и условия закона • функциональные: определяют роль и значение закона в существовании и развитии соответствующих явлений o проблемы понятия «закон»: • проблема индукции: обладают ли законы природы всеобщностью и необходимостью, если их истинность проверяется и подтверждается опытом на ограниченной предметной области • проблема генезиса: можно ли сказать, что законы природы необходимо истины, если они сами эволюционируют вместе с историей природы • соотношение объективных законов и научных законов, их отображающих o история развития понятия: • Античность: ü закономерности мира как проявление совершенства, рациональности и целесообразности деятельности бога-творца, ü ЛОГОС, Рок как единый закон мироздания ü «номос» противостоит «фьюзису» как человеческое противостоит природному • Платон: математическое понимание закона, сближение с необходимостью, устойчивостью, повторяемостью, существенностью • Аристотель: закон как естественная причина • Гиппократ: понимание природы (закона) человека должно опираться на эмпирическое обобщение медицины • Эпикур, Лукреций Кар: самопроизвольное отклонение атома как его атрибут, объективность случайности • Средневековье: Фома Аквинский: «закон природы» содержится в божественном духе • Ф. Бэкон: высшая цель науки – познание формальных причин (форм, законов действия или движения) тел • Г. Галилей понятие не использует, но выражает другими словами: «У одного явления имеется лишь одна первичная причина, и между причиной и явлением существует постоянная и устойчивая связь… всякий раз, когда наблюдается постоянное и устойчивое изменение в явлении, должно быть постоянное и устойчивое изменение и в причине» • Р. Декарт: ü Бог – всеобщий законодатель, управляет телесным миром, выраженным на языке математики ü первый начинает широко употреблять понятие «закон природы» как «вторичной» (после Бога) причине всех движений ü формулирует как законы «инерции», «сохранения количества механического движения» ü считает атрибутами закона: неизменность, вечность, познаваемость, математическую форму • Т. Гоббс, Б. Спиноза: ü естественные законы исходят из самой природы, ü отражают общее и необходимое, строгую и определенную связь и отношения между явлениями • французские материалисты 17-18вв.: ü зависимость закона от специфической природы вещи, закон есть следствие взаимодействия частиц ü самодвижение материи, естественный закон как закон движения Закон - «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей» - Ш. Монтесквье «…все существующее в природе может создаваться естественными законами движения и путем сочетания, комбинации и модификации частей материи» - Ж. Мелье «Материя содержит в себе оживляющую её движущую силу, которая является непосредственной причиной всех законов движения» - Ж. Ламетри «Структурность и системность являются атрибутами как всей природы в целом, так и каждой из её частей» - П. ГольбахИ. Кант: ü человеческий рассудок замещает бога и предписывает законы природе ü законосообразный мир опыта возникает благодаря единству и порядку, вносимому рассудком в хаос чувств • Э. Мах: законы субъективны и порождаются нашей потребностью в упорядоченном понимании явлений природы, в прогнозе = Гипотеза o форма вероятностного знания, o научное допущение или предположение, истинность или ложность которого ещё не установлена = Научная теория o общее понятие • высшая форма организации научного знания, • целостное структурированное в схемах представление о всеобщих и необходимых закономерностях исследуемой области действительности (объекте теории), существующее в форме системы логически взаимосвязанных и выводимых предложений o Функции: • анализ, классификация и систематизация знания; • истолкование, объяснение и понимание фактов • предсказание новых результатов, прогнозирование развития событий 33.4. Метод: = Понятие метода: o сознательный способ достижения требуемого результата, совокупность правил, приёмов и операций осуществления целесообразной деятельности, решения задачи o известная последовательность действий на основе четко осознаваемого, артикулируемого и контролируемого идеального плана, соотносимого с реальной ситуацией o система регулятивных принципов и правил познавательной, практической или теоретической деятельности, выработанных субъектом на основе изучения объекта = Метод и теория: o метод основан на теории, она является предпосылкой метода o они соотнесены и в процессе познания переходят друг в друга = Классификация методов: o по сфере применения: научные, конструкторские и т.д. o по степени общности: общенаучные и специальные o по уровням познания: эмпирические и теоретические 33.5. Логика Аристотеля (формальная логика) = " Первая Аналитика " - учение о силлогизме o силлогизм есть доказательство, состоящее из трех частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение. Все люди смертны (большая посылка). Сократ - человек (меньшая посылка). Следовательно, Сократ смертен (заключение). = "Вторая Аналитика" - как получаются исходные посылки? = суждения и пропорции o суждения возникают как результат объединения терминов в цепочку. o действие утверждения или отрицания, когда оно логически оформлено, мы называем развернутым предложением, или повествовательной пропозицией o суждение и пропозиция являются самой элементарной формой познания, ибо посредством нее мы узнаем о связи предиката и субъекта = принцип непротиворечия: нельзя утверждать и отрицать нечто в одно и то же время = принцип исключения третьего: невозможность присутствия между двумя противоположными терминами третьего. 33.6. Философские методы и наука = Диалектический и метафизический методы o всесторонность, системность рассмотрения o причинность и индетерминизм = Метод восхождения o категории «абстрактное» и «конкретное». o эмпирическое познание как восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному o теоретическое познание как восхождение от абстрактного к логически-конкретному: • «Клеточка познания» • механизм восхождения от абстрактного к логически-конкретному = Метод взаимного перехода исторического и логического o познание развивающегося объекта. o познание развивающегося знания об объекте = Диалектика количества и качества o категория «качества» o категории «количества» o переход количественных аспектов изменений в качественные Тема 34. Проблема и гипотеза в науке 34.1. Проблемная ситуация (ПС): = ПС – это объективное состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты и ограниченности = Типы ПС: o теории могут различаться: • эмпирическими базами (Э); • семантически (С)– различное содержательное наполнение самой теории, т.е. теоретические схемы (ТС) и смыслы понятий • лингвистически (Л)– языки, формализмы различны, но интерпретируются на одинаковых ТС • по основаниям (О), в том числе: научными картинами мира (НКМ), идеалами и нормами исследования (ИНИ), философскими основаниями (ФО) o расхождение теории с экспериментальными данными (Э) o конфронтация (конкуренция) теорий, применяемых к одной предметной области, по разным параметрам: • эквивалентные эмпирически (Э12), и семантически (С12), но различающиеся лингвистически (Л1¹Л2) (волновая и матричная формы квантовой механики) • эмпирическая база одинакова (Э12), но сами теории различны ((С+Л)1¹(С+Л)2): Ампер с дальнодействием и Максвелл с близкодействием • теории различающиеся во всех трех планах ((Э+С+Л)1¹(Э+С+Л)2) – флогистонная теория и кислородная теория Лавуазье o различие по основаниям (О): • несовпадение онтологии, НКМ: Птолемей и Коперник • различия в ИНИ: 1) 17в – математизированная теория с дедуктивным выводом; 2) 18-19в. – эмпирическое обоснование и индукция; • различия в ФО: корпускулярное или волновое описание мира у Ньютона и Декарта 34.2. Проблема = проблема формулируется путем придания явного и определенного вида (содержания) проблемной ситуации o проблема – это такой вопрос, ответ на который отсутствует в накопленном человечеством знании o задача – ответ выводится из знания, содержащегося в исходных данных задачи на основании известных алгоритмов решения o информационный вопрос – ответ отыскивается в имеющемся у человечества информационном поле по известному алгоритму и имеющимися (известными) средствами = проблемный вопрос: o фиксирует сущность рассогласования в знаниях, главное противоречие и содержание проблемной ситуации o формулировка проблемы в форме вопроса: • означает, что уже фактически понятен и выбран возможный путь её решения • не может быть получено только логическими методами • может требовать предварительного решения специальных задач, которые могут вести к изменениями во всех компонентах науки от структуры теории до оснований o проблема, противоречие могут быть осознаны как возможность разных и несовместимых ответов на один и тот же вопрос o ответ может быть оценен как истинный или ложный только в связке с конкретным вопросом = псевдопроблема: o «онтологическая», приписывание предметного существования явлениям, которые им обладать не могут по сущности (теплород, флогистон, эфир); o логико-гносеологические – обусловленные уровнем развития науки (геоцентризм); o логико-грамматические и семантические – несоответствиями в языке (его структура, правила и логика) (проблемы теории множеств, парадокс «Лжеца») 34.3. Гипотеза = Понятие гипотеза имеет разные значения: o структурный элемент научной теории; o метод развития научного знания, включающий в себя: • выдвижение гипотез: • предварительная проверка • эмпирическая проверка = Требования к научным гипотезам: o релевантность (уместность): взаимосвязь с фактами, на которых она основана, в форме подтверждения или опровержения o проверяемость: возможность сопоставления её следствий с результатами наблюдений или экспериментов o совместимость с существующим научным знанием, т.е. обеспечивать преемственность o объяснительная и предсказательная сила o критерий простоты Тема 35. Общенаучные методы 35.1. Общелогические методы = Абстрагирование o понятие абстрагирования: • теоретический прием исследования, позволяющий отвлечься от некоторых несущественных в определенном отношении свойств изучаемых явлений и выделить свойства существенные • способ образования абстрактных понятий путем ограничения разнообразия • информативность: не превышает полноты исходных наличных данных o абстракция отождествления • у предметов выделяется общее свойство, а от всех других свойств отвлекаются • относительно общего свойства предметы являются тождественными • для обозначения этого общего свойства вводится особое понятие o изолирующая абстракция • некоторое общее свойство и отношение исследуемых предметов отвлекается и рассматривается самостоятельно как абстрактный объект o абстракция потенциальной осуществимостирассмотрение как целого какого-либо неограниченно развивающегося конструктивного процесса, имеющего реальное начало • отвлечение от всей совокупности осложнений, не позволяющих завершить этот процесс в реальности • мысленно считается, что в дедуктивном выводе вслед за любым шагом вывода может быть сделан следующий за ним шаг, т.е. быть осуществлены любые (n) и (n+1) шаги дедуктивного вывода • примеры: ряд натуральных чисел, абстракция потенциальной бесконечности (линия как целое) o абстракция актуальной бесконечности: • при рассмотрении не обрывающегося конструктивного процесса порождения абстрактных объектов отвлекаются от принципиальной незавершенности этого процесса • пример: отрезок как математический континуум o абстракция неразличимости = Идеализация: o исходное представление: • понятие, означающее представление о чем-либо в предельном, более совершенном виде, чем оно есть и может быть на самом деле • мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразу в реальном мире


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: