30.5. Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке.
= Математическая гипотеза и ее эмпирическое обоснование.
= Физическая картина мира и выдвижение математических гипотез.
= Проблема эмпирической проверки математической гипотезы.
= Формирование развитой теории в современной науке
Тема 31. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности2 час
31.1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.
= "Третий мир" Карла Поппера.
= Знание как механизм социальной памяти.
= Строение знания и его содержание.
= Понятие репрезентатора. Описания и предписания.
31.2. Научные революции.
= Что такое научная революция?
= Научная революция как выбор новых стратегий исследования
31.3. Научная рациональность.
= От классической к постнеклассической науке.
= Исторические типы научной рациональности
Тема 32. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки2 час
32.1. Универсальный эволюционизм—основа современной научной картины мира.
= Современные тенденции в развитии научной картины мира.
= Универсальный эволюционизм.
= Теория самоорганизации.
= Иерархия самоорганизующихся систем.
= Общенаучная картина мира.
= Сближение естественнонаучного и гуманитарного познания
32.2. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития.
= Человечество и природа.
= Новый взгляда на мир, этика науки.
= Открытая рациональность.
= Русский космизм.
= Идеи восточной философии.
32.3. Современные особенности переднего края исследований.
= Процессы дифференциации и интеграции наук.
= Взаимодействие наук и их методов.
= Дисциплинарные и проблемно-ориентированные исследования.
= Структура научно-технического прогресса.
= Междисциплинарные исследования.
= Изменение субъект-объектного отношения
Семинар по темам раздела 6
Методологический Семинар 6: Анализ социально-исторического контекста
Раздел 7
«Методология естествознания и техники»
Тема 33. Философия и методология
33.1. Гносеологические аспекты
= Субъект - объектное отношение
o формула: С-СП-О
o конструктивность отношения:
• создаваемые знаково-символические системы приобретают относительную самостоятельность
• человек замещает ими реальность в процессе интеллектуальной деятельности
o теоретические конструктивы
= Субъект:
o носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа, социум),
o источник активности, направленной на объект, вносит свою субъективность
o творит свой мир, порождает мир как свое представление об объективной реальности или волю
= Объект:
o противостоит субъекту в его познавательно-практической деятельности
o является результатом конструирования, выделения и отражения объективной реальности
o эмпирический уровень объекта дан человеку в его ощущениях, в деятельности
o теоретически объект представлен, раскрывается в научных знаниях, теориях
= Деятельность:
o специфический для человека способ отношения к действительности
o сопровождающийся целесообразным преобразованием действительности
o приводящий к развитию форм культуры
o цели: лежат вне самой деятельности, определяются ценностями, идеалами, мотивами человека
= Познание:
o процесс построения идеальных планов деятельности и общения
o процесс создания и совершенствования знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми
o назначение познания: накладывание на мир сети обозначений – научных формул, нравственных норм, художественных образов, магических символов, позволяющих человеку упорядочить своё бытие и структурировать свою психику
= Средства познания:
o духовные
o материальные (вещественные)
33.2. Методология:
= Понятие методологии: тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов в различных сферах духовной и практической деятельности
= Структура методологического знания:
o понятия и принципы:
• взаимоотношение уровней научного знания: принципы проверяемости (подтверждаемости), опровергаемости (фальсификации) и наблюдаемости
• принципы теоретического уровня знания: простоты, соответствия, инвариантности (симметрии) и системности (согласованности)
o идеалы и нормы:
• методов познавательной деятельности
• содержание знания: доказательности, обоснования, объяснения и описания,
• построение системы знания: состав, структура и организация.
• исторические (внутренняя историческая детерминация науки),
• социокультурная детерминация
= Методология сфер научного познания (эпистеме):
1) естественных наук:
o позитивизм: исключение метафизики, строить знание от опыта
o объект познания заданная реальность,
o познаются не единичные явления или их свойства, а общее и закономерное
2) социологии:
o задача: объективно смотреть на субъективное, построение научного знания о субъективных явлениях
o социальный факт анализируется с учетом мнений, целей и ценностей;
o понимание как основа, объяснение носит вспомогательный характер
o социальный мир теоретически схематизируется и редуцируется до культурных элементов, системы ценностей индивида, коллектива или социальной группы
3) гуманитарных наук
o основатели и классики: В. Дильтей (19в.), Э. Гуссерль,
o стремится отразить человека цельного, в многообразии его сил и способностей, с его волей – чувствами - представлениями
o герменевтический метод:
• не объяснение, а понимание;
• знаки и текст;
• значения, ценности
• целесообразность,
• гештальт,
• рефлексия
= Методология видов деятельности (техне):
o виды: научно-исследовательская, образовательная (педагогическая), инженерная, производственно-техническая, творчество в искусстве и т.д.
o методология научного познания:
• философское учение о системе апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного знания
• компоненты научной деятельности: субъект, объект и средства
• уровни субъекта: ученый как индивид, научный коллектив, общество
• объект дан через познавательную деятельность в идеализированной форме предмета познания, человек творит свой мир, конструирует его
• средства познания: материальные и духовные
o этапы научного исследования:
• постановка проблемы;
• вычленение объекта и формирование предмета исследования;
• постановка и проведение экспериментов (исследовательских, проверочных);
• описание (объяснение) опытных фактов;
• выдвижение гипотез и предсказаний;
o инженерная и научно-техническая деятельность
• особенности С-О отношения: объект не задан, исходно существует только социальный заказ
• результат: система знания (эмпирического и теоретического) и опытный образец
33.3. Формы научного знания
= Научный факт
o это фиксированные по установленной в науке процедуре результаты эмпирических исследований, выраженные на языке науки и обладающие определенными свойствами:
• новизна: принципиально новое, ранее неизвестное в науке знание
• достоверность: объективная истинность, независимость от того, кем и когда он был получен.
• точность: существенная совокупность качественных и количественных характеристик, достаточная для его идентификации
o теоретическая нагруженность научного факта: он имеет определенное теоретическое обоснование, в рамках которого только и приобретает статус истинного знания
o компоненты научного факта:
• лингвистический
• перцептивный
• материально-практический (событийный)
= Теоретическая схема (ТС):
o назначение: мысленная модель исследуемого объекта
o состав:
• абстрактные и идеальные конструктивы
• понятийное содержание конструктивов
o мыслительные формы:
• образы, осмысленные на основе сопряженных понятий
• наглядно-действенное представление пространственно-временных связей конструктивов, интерпретированное на математическом формализме
= Научный закон
o необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, их свойствами и/или этапами развития
o основные смыслы:
1) необходимая связь (взаимосвязь, отношение) между событиями, явлениями, а также между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие или разрушение
ü это объективные связи явлений и событий
ü они существуют независимо от того, известны они кому-либо или нет
2) утверждения, претендующие на отображение объективных связей и входящие в состав научных теорий
ü это законы науки
ü они претерпевают изменения вместе с эволюцией научного знания
3) аксиомы и теоремы теорий, смысл и значение предмета которых задается самими этими теориями
ü это утверждения логических и математических теорий
ü они конвенциональны в пределах возможности интерпретации и практического использования
4) социальные нормативные предписания, вырабатываемые самим обществом
o необходимо различать:
• сам закон как проявление свойств мира,
• форму его выражения, проявления
• условия (область) его применимости
o отношение к истинности:
• закон не может быть ни истинным, ни ложным, ни вероятностным.
• эти характеристики относятся к его форме выражения (математический формализм) и области его определения
o формы проявления:
• универсальный и частный
• детерминистический и стохастический
• эмпирический и теоретический
o родовые признаки (что выражают):
• связь
• отношение
• тенденция
o виды:
• атрибутивные: выражающие неотъемлемые свойства закона, без которых нет закона
• субстратные: указывают на носителя и условия закона
• функциональные: определяют роль и значение закона в существовании и развитии соответствующих явлений
o проблемы понятия «закон»:
• проблема индукции: обладают ли законы природы всеобщностью и необходимостью, если их истинность проверяется и подтверждается опытом на ограниченной предметной области
• проблема генезиса: можно ли сказать, что законы природы необходимо истины, если они сами эволюционируют вместе с историей природы
• соотношение объективных законов и научных законов, их отображающих
o история развития понятия:
• Античность:
ü закономерности мира как проявление совершенства, рациональности и целесообразности деятельности бога-творца,
ü ЛОГОС, Рок как единый закон мироздания
ü «номос» противостоит «фьюзису» как человеческое противостоит природному
• Гиппократ: понимание природы (закона) человека должно опираться на эмпирическое обобщение медицины
• Эпикур, Лукреций Кар: самопроизвольное отклонение атома как его атрибут, объективность случайности
• Средневековье: Фома Аквинский: «закон природы» содержится в божественном духе
• Ф. Бэкон: высшая цель науки – познание формальных причин (форм, законов действия или движения) тел
• Г. Галилей понятие не использует, но выражает другими словами:
«У одного явления имеется лишь одна первичная причина, и между причиной и явлением существует постоянная и устойчивая связь… всякий раз, когда наблюдается постоянное и устойчивое изменение в явлении, должно быть постоянное и устойчивое изменение и в причине»
• Р. Декарт:
ü Бог – всеобщий законодатель, управляет телесным миром, выраженным на языке математики
ü первый начинает широко употреблять понятие «закон природы» как «вторичной» (после Бога) причине всех движений
ü формулирует как законы «инерции», «сохранения количества механического движения»
ü считает атрибутами закона: неизменность, вечность, познаваемость, математическую форму
• Т. Гоббс, Б. Спиноза:
ü естественные законы исходят из самой природы,
ü отражают общее и необходимое, строгую и определенную связь и отношения между явлениями
• французские материалисты 17-18вв.:
ü зависимость закона от специфической природы вещи, закон есть следствие взаимодействия частиц
ü самодвижение материи, естественный закон как закон движения
Закон - «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей» - Ш. Монтесквье
«…все существующее в природе может создаваться естественными законами движения и путем сочетания, комбинации и модификации частей материи» - Ж. Мелье
«Материя содержит в себе оживляющую её движущую силу, которая является непосредственной причиной всех законов движения» - Ж. Ламетри
«Структурность и системность являются атрибутами как всей природы в целом, так и каждой из её частей» - П. Гольбах
• И. Кант:
ü человеческий рассудок замещает бога и предписывает законы природе
ü законосообразный мир опыта возникает благодаря единству и порядку, вносимому рассудком в хаос чувств
• Э. Мах: законы субъективны и порождаются нашей потребностью в упорядоченном понимании явлений природы, в прогнозе
= Гипотеза
o форма вероятностного знания,
o научное допущение или предположение, истинность или ложность которого ещё не установлена
= Научная теория
o общее понятие
• высшая форма организации научного знания,
• целостное структурированное в схемах представление о всеобщих и необходимых закономерностях исследуемой области действительности (объекте теории), существующее в форме системы логически взаимосвязанных и выводимых предложений
o Функции:
• анализ, классификация и систематизация знания;
• истолкование, объяснение и понимание фактов
• предсказание новых результатов, прогнозирование развития событий
33.4. Метод:
= Понятие метода:
o сознательный способ достижения требуемого результата, совокупность правил, приёмов и операций осуществления целесообразной деятельности, решения задачи
o известная последовательность действий на основе четко осознаваемого, артикулируемого и контролируемого идеального плана, соотносимого с реальной ситуацией
o система регулятивных принципов и правил познавательной, практической или теоретической деятельности, выработанных субъектом на основе изучения объекта
= Метод и теория:
o метод основан на теории, она является предпосылкой метода
o они соотнесены и в процессе познания переходят друг в друга
= Классификация методов:
o по сфере применения: научные, конструкторские и т.д.
o по степени общности: общенаучные и специальные
o по уровням познания: эмпирические и теоретические
33.5. Логика Аристотеля (формальная логика)
= " Первая Аналитика " - учение о силлогизме
o силлогизм есть доказательство, состоящее из трех частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение.
Все люди смертны (большая посылка).
Сократ - человек (меньшая посылка).
Следовательно, Сократ смертен (заключение).
= "Вторая Аналитика" - как получаются исходные посылки?
= суждения и пропорции
o суждения возникают как результат объединения терминов в цепочку.
o действие утверждения или отрицания, когда оно логически оформлено, мы называем развернутым предложением, или повествовательной пропозицией
o суждение и пропозиция являются самой элементарной формой познания, ибо посредством нее мы узнаем о связи предиката и субъекта
= принцип непротиворечия: нельзя утверждать и отрицать нечто в одно и то же время
= принцип исключения третьего: невозможность присутствия между двумя противоположными терминами третьего.
33.6. Философские методы и наука
= Диалектический и метафизический методы
o всесторонность, системность рассмотрения
o причинность и индетерминизм
= Метод восхождения
o категории «абстрактное» и «конкретное».
o эмпирическое познание как восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному
o теоретическое познание как восхождение от абстрактного к логически-конкретному:
• «Клеточка познания»
• механизм восхождения от абстрактного к логически-конкретному
= Метод взаимного перехода исторического и логического
o познание развивающегося объекта.
o познание развивающегося знания об объекте
= Диалектика количества и качества
o категория «качества»
o категории «количества»
o переход количественных аспектов изменений в качественные
Тема 34. Проблема и гипотеза в науке
34.1. Проблемная ситуация (ПС):
= ПС – это объективное состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты и ограниченности
= Типы ПС:
o теории могут различаться:
• эмпирическими базами (Э);
• семантически (С)– различное содержательное наполнение самой теории, т.е. теоретические схемы (ТС) и смыслы понятий
• лингвистически (Л)– языки, формализмы различны, но интерпретируются на одинаковых ТС
• по основаниям (О), в том числе: научными картинами мира (НКМ), идеалами и нормами исследования (ИНИ), философскими основаниями (ФО)
o расхождение теории с экспериментальными данными (Э)
o конфронтация (конкуренция) теорий, применяемых к одной предметной области, по разным параметрам:
• эквивалентные эмпирически (Э1=Э2), и семантически (С1=С2), но различающиеся лингвистически (Л1¹Л2) (волновая и матричная формы квантовой механики)
• эмпирическая база одинакова (Э1=Э2), но сами теории различны ((С+Л)1¹(С+Л)2): Ампер с дальнодействием и Максвелл с близкодействием
• теории различающиеся во всех трех планах ((Э+С+Л)1¹(Э+С+Л)2) – флогистонная теория и кислородная теория Лавуазье
o различие по основаниям (О):
• несовпадение онтологии, НКМ: Птолемей и Коперник
• различия в ИНИ: 1) 17в – математизированная теория с дедуктивным выводом; 2) 18-19в. – эмпирическое обоснование и индукция;
• различия в ФО: корпускулярное или волновое описание мира у Ньютона и Декарта
34.2. Проблема
= проблема формулируется путем придания явного и определенного вида (содержания) проблемной ситуации
o проблема – это такой вопрос, ответ на который отсутствует в накопленном человечеством знании
o задача – ответ выводится из знания, содержащегося в исходных данных задачи на основании известных алгоритмов решения
o информационный вопрос – ответ отыскивается в имеющемся у человечества информационном поле по известному алгоритму и имеющимися (известными) средствами
= проблемный вопрос:
o фиксирует сущность рассогласования в знаниях, главное противоречие и содержание проблемной ситуации
o формулировка проблемы в форме вопроса:
• означает, что уже фактически понятен и выбран возможный путь её решения
• не может быть получено только логическими методами
• может требовать предварительного решения специальных задач, которые могут вести к изменениями во всех компонентах науки от структуры теории до оснований
o проблема, противоречие могут быть осознаны как возможность разных и несовместимых ответов на один и тот же вопрос
o ответ может быть оценен как истинный или ложный только в связке с конкретным вопросом
= псевдопроблема:
o «онтологическая», приписывание предметного существования явлениям, которые им обладать не могут по сущности (теплород, флогистон, эфир);
o логико-гносеологические – обусловленные уровнем развития науки (геоцентризм);
o логико-грамматические и семантические – несоответствиями в языке (его структура, правила и логика) (проблемы теории множеств, парадокс «Лжеца»)
34.3. Гипотеза
= Понятие гипотеза имеет разные значения:
o структурный элемент научной теории;
o метод развития научного знания, включающий в себя:
• выдвижение гипотез:
• предварительная проверка
• эмпирическая проверка
= Требования к научным гипотезам:
o релевантность (уместность): взаимосвязь с фактами, на которых она основана, в форме подтверждения или опровержения
o проверяемость: возможность сопоставления её следствий с результатами наблюдений или экспериментов
o совместимость с существующим научным знанием, т.е. обеспечивать преемственность
o объяснительная и предсказательная сила
o критерий простоты
Тема 35. Общенаучные методы
35.1. Общелогические методы
= Абстрагирование
o понятие абстрагирования:
• теоретический прием исследования, позволяющий отвлечься от некоторых несущественных в определенном отношении свойств изучаемых явлений и выделить свойства существенные
• способ образования абстрактных понятий путем ограничения разнообразия
• информативность: не превышает полноты исходных наличных данных
o абстракция отождествления
• у предметов выделяется общее свойство, а от всех других свойств отвлекаются
• относительно общего свойства предметы являются тождественными
• для обозначения этого общего свойства вводится особое понятие
o изолирующая абстракция
• некоторое общее свойство и отношение исследуемых предметов отвлекается и рассматривается самостоятельно как абстрактный объект
o абстракция потенциальной осуществимости
• рассмотрение как целого какого-либо неограниченно развивающегося конструктивного процесса, имеющего реальное начало
• отвлечение от всей совокупности осложнений, не позволяющих завершить этот процесс в реальности
• мысленно считается, что в дедуктивном выводе вслед за любым шагом вывода может быть сделан следующий за ним шаг, т.е. быть осуществлены любые (n) и (n+1) шаги дедуктивного вывода
• примеры: ряд натуральных чисел, абстракция потенциальной бесконечности (линия как целое)
o абстракция актуальной бесконечности:
• при рассмотрении не обрывающегося конструктивного процесса порождения абстрактных объектов отвлекаются от принципиальной незавершенности этого процесса
• пример: отрезок как математический континуум
o абстракция неразличимости
= Идеализация:
o исходное представление:
• понятие, означающее представление о чем-либо в предельном, более совершенном виде, чем оно есть и может быть на самом деле
• мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразу в реальном мире
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: