ТЕМА 4 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ
Агрессия и насилие в средствах массовой информации и коммуникации
Телевидение является мощным социализирующим фактором в нашем обществе. Многие считают, что, показывая детям по телевизору огромное число сцен насилия, мы приучаем их к мысли, что агрессия – общепринятый выход из ситуаций, вызывающих фрустрацию. Некоторые, напротив, утверждают, что насилие, которое дети видят по телевидению, может служить замещением реальной агрессии, в результате чего агрессивность детей снижается, а не возрастает. Хотя вторая теория и заманчива, но полученные в ходе исследований данные не подтверждают её. Неоднократно возвращаясь к данной проблеме, учёные пришли к выводу, что демонстрируемые по телевидению сцены насилия вызывают небольшое, но статистически значимое увеличение агрессивности зрителей.
Насилие, которое помогает добру одержать победу над злом, большинству детей не приносит вреда. Но в сознании некоторых детей ежедневные примеры агрессивного поведения на экране телевизора могут соединиться с реальной жизнью, в которой многие роли – родителей, братьев и сестёр, друзей – исполняются с помощью агрессивных и антисоциальных моделей. Это, по всей вероятности, умножает проявление агрессии в поведении ребёнка, особенно у детей с определёнными чертами личности или эмоциональными проблемами.
|
|
В разном возрасте дети понимают увиденное по телевидению неодинаково. Это зависит от концентрации внимания, способа переработки информации, объёма интеллектуальных усилий, прилагаемых при просмотре, и особенного жизненного опыта. Все эти факты должны быть учтены при изучении того, как насилие, показанное по телевидению, влияет на детей в различном возрасте.
4.1 Социально-педагогическая виктимология как отдельная отрасль знаний
4.2 Теоретические основы и принципы социальной виктимологии
4.3 Неблагоприятные условия социализации, как важная детерминанта процесса виктимизации
4.4 Типы и механизмы социальных отклонений и социальных болезней
По мере развития общества меняется и человек: его мировоззрение, интеллект, моральные и нравственные устои. На современном этапе перехода России из одного качественного состояния в другое происходят не только положительные изменения в обществе, но возникают и негативные социально-экономические явления, которые отрицательно сказываются на состоянии подрастающего поколения. На личность ребенка воздействуют многообразные факторы негативного характера: кризисные процессы в семье и социальная напряженность в обществе, усиливающееся школьное неблагополучие и широкий криминогенный фон общественной жизни. Нарастает волна детской беспризорности, она уже почти равна той, что сотрясала общество в двадцатые годы прошлого века. Увеличивается подростковая преступность, количество детей, характеризующихся различными аномалиями психического или физического развития, используемых криминальными элементами, употребляющих алкоголь, наркотики, живущих беспорядочной половой жизнью.
|
|
Молодое поколение оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед проблемой выбора, с другой стороны - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения.
Именно в этих условиях особую важность приобретает рассмотрение проблемы социализации ребенка, становления его как полноправного члена общества. Помочь ребенку в сложном и многогранном процессе вхождения в общество должны социальные педагоги, но становление службы социально-педагогической работы с ребенком еще далеко от завершения, достаточно велико число нерешенных проблем: идет дальнейшее расслоение на богатых и бедных, растет безработица, детская беспризорность, ухудшается положение со здравоохранением, образованием и культурой. Наблюдается смещение нравственных идеалов и ценностей в сторону бездуховности, жестокости, насилия, меркантилизма. Увеличивается число правонарушений среди детей и подростков.
Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он также может оказаться и жертвой социализации. Понятие социально-педагогической виктимологии введено в связи с проблемами изучения неблагоприятных обстоятельств социализации человека.
А. В. Мудрик определяет социально-педагогическую виктимологию как отрасль знания, являющуюся составной частью социальной педагогики, изучающей различные категории людей – реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.