Перцептивная сторона общения

Тема 4. Психология восприятия человека человеком.

Невербальная коммуникация.

Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации.

Основные знаковые системы, используемые в невербальной коммуникации:

1. оптико-кинетическая;

2. пара- и экстралингвистическая;

3. организация пространства и времени коммуникативного процесса;

4. визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

1. Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство об­щей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жести­куляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).

2. Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Способствует выражению эмоционального состояния коммуникатора.

Экстралингвистика – включение в речь пауз, покашливание, плач, смех, темп речи.

3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. (Размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта).

4. Визуальное общение выполняет многочисленные функции:

· Информационный поиск;

· Стремление скрыть/обнаружить своё «Я»;

· Сигнализировать о готовности поддержать и продолжить обещание;

· Демонстрировать степень психологической близости.

Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр.

Процесс восприятия одним человеком другого – перцептивная сторона общения (познание другого человека). На основе внешней стороны общения поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир, особенности личности по внешним проявлениям. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять логику его поступков и мышления, а затем, уже на основе этого, построить стратегию своего собственного поведения.

Какие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для наблюдаемого является наиболее важными и информативными для наблюдателя, на что прежде всего обращают внимание люди, оценивая партнера по общению? К наиболее существенным свойствам наблюдаемого можно отнести: выражение лица (мимика), способы выражения чувств (экспрессия), жесты и позы, походка, внешний вид (одежда, прическа), особенности голоса и речи.

Представление о другом человеке зависит от уровня развития самосознания, представления о собственном «Я» (Я-концепция). Поэтому чем богаче, интереснее внутренний мир, тем интереснее и привлекательнее кажутся нам окружающие люди.

Значительно влияет на процесс восприятия профессия наблюдателя. (Например, педагоги в значительной мере ориентированы на особенности речи воспринимаемых; милиционеры - на внешний вид; спортсмены – на физическое телосложение).

Внутренние психологические и социальные установки наблюдателя как бы «заставляют» его оценивать окружающих по строго определенным параметрам.

Установки имеют три измерения:

1. когнитивное измерение включает мнения и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных людей.

2. аффективное измерение составляют положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они придают установке эмоциональную окраску.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: