Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Формы

Государственные Семейные

Дом малютки Дет.дом Опека и попечительство Общественно-государственные

Приют, РСЦ Интернаты Усыновление

Семейный дет.дом SOS-киндердорф

Временно-замещающая семья

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определены законодательством. Закон провозглашает следующие формы:

1) Передача на воспитание в семью

2) Государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3) Соответственные частные учреждения.

Законодательство предполагает иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но эти формы должны быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

В законодательных актах СССР преимущество отдавалось воспитанию в государственных учреждениях. Это объяснялось монополией государства на воспитание детей. Современное законодательство устанавливает приоритет семейного воспитания. Это даёт возможность реализовать право ребёнка жить и воспитываться в семье. Это право обеспечивается органом опеки и попечительства, который, при выборе форм устройства такого ребёнка, отдаёт предпочтение, прежде всего, семейным формам воспитания.

Закрепление в законодательстве положения о приоритете семейных форм воспитания детей имеет принципиальное значение:

· идёт реализация гарантий и прав несовершеннолетний;

· появляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его личностных, психологических, национальных и иных особенностей.

В семейном кодексе указывается, что при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, должны учитываться этническое происхождение, религиозная принадлежность, родной язык и так далее. При отсутствии возможности передачи ребёнка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тип выбираемого учреждения зависит от состояния здоровья ребёнка и его возраста. Деятельность данных учреждений должна строится в соответствии с соблюдением определённых нормативов, которые должны обеспечивать безопасное существование, а, с другой стороны, всестороннее развитие личности. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются:

1) в системе образования;

2) в системе социальной защиты, здравоохранения

К таким учреждениям относятся детские дома, дома ребёнка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты и так далее. При устройстве детей в соответствующее учреждение должны быть предоставлены следующие документы:

1) решение соответствующего органа о направлении в учреждение;

2) само направление;

3) свидетельство о рождении, а при его отсутствии заключение медицинской экспертизы, удостоверяющий возраст ребёнка;

4) документ об образовании для детей школьного возраста;

5) акт обследования условий жизни ребёнка;

6) сведения о родителей или лицах, их заменяющих (копия свидетельств о смерти родителей, копии приговоров или решений суда, справки о болезни или розыске родителей);

7) справка о наличии и месте жительстве близких родственников;

8) опись имущества, оставшейся после смерти родителей;

9) документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетними или их родителями;

10) пенсионная книжка ребёнка, получающего пенсию;

11) копия решения суда о взыскании алиментов (если имеется);

12) заключения психолого-медикопедагогической комиссии для детей с отклонениями в развитии.

До определения конкретной формы устройства ребёнок может временно проживать в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (РСЦ для несовершеннолетних, приют для детей подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей). В этих учреждениях ребёнку предоставляется проживание, питание, одежда обувь, медикосоциальная помощь, содействие в преодолении жизненной ситуации. В настоящее время в России существует более 500 подобных учреждений. Деятельность данных учреждений строится на основе примерного положения «о специализированном учреждении для несовершеннолетних».

Социальный приют является учебно-воспитательным учреждением социального защиты, образования и здоровья населения, которое оказывает на территории города или района социальную помощь безнадзорным совершеннолетним и осуществляет комплекс мер по их реабилитации. Задачи социального приюта:

1) обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания и обслуживания;

2) предоставление подросткам на период проживания в институте возможности посещать образовательные учреждения или обучаться по индивидуальной программе, либо работать;

3) оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации, содействие возвращению ребёнка в семью, а также устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальный приют предназначен для детей и подростков от 4 до 18 лет:

1) добровольно обратившихся;

2) подкинутых, заблудившихся;

3) утративших семейные, родственные и другие социальные связи;

4) отказавшихся жить в интернатском учреждении;

5) оставшихся без попечения, без постоянного места жительства и без средств к существованию;

6) подвергшихся к любым формам физического и психического насилия.

В приют поступают несовершеннолетние по направлению Комиссии по делам несовершеннолетних, управления социальной защиты населения, образования и здравоохранение, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, по личной просьбе нуждающихся.

Приют создаётся из расчёта: одно учреждение на 5-10 тысяч детей, проживающих в городе или районе. Общее количество проживающих в приюте детей не должно превышать 30 человек. Не подлежат помещению в приют несовершеннолетние:

1) находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянению,

2) психически больные

3) совершившие преступление

Приют должен иметь в своей структуре различные подразделения, в том числе: приёмная, стационарная, отделение социально-правовой помощи и другие отделения с учётом необходимости. Приёмное отделение предназначается для (содержатся не более одного месяца):

1) уточнения личности несовершеннолетнего, места проживания его родителей или лиц, их заменяющих;

2) извещения родителей или директора учебного или интернатного учреждения о местонахождении несовершеннолетнего;

3) проведения первичного медицинского осмотра и направления при необходимости на лечение;

4) оказания первично психологической помощи.

Стационарное отделение предназначается для:

1) всестороннего изучения личности ребёнка и причин кризисной ситуации, приведший его в приют;

2) разработке и реализации индивидуальных программ работы с несовершеннолетними в приюте;

3) для жизнедеятельности несовершеннолетнего в приюте.

Дети содержатся в приюте в общей сложности не более 6 месяцев. Количество детей и подростков в группе не должно превышать 7 человек.

Д/з: 1) Составить развёрнутую технологическую карту выявления и устройства детей-сирот
2) разработать программу профилактики социального сиротства

СЕМИНАР 2: Основные направления государственной социальной политики в области защиты прав детей-сирот:

1) Нормативно-правовая база в области защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе обучающихся и находящихся на службе в рядах Российской армии).

2) Программа мер по предупреждению социального сиротства и улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей.

3) Президентская программа «Дети России».

4) Механизм реализации социальной политики в области устройства детей-сирот.

5) Реформирование интернатных учреждений системы образования.

СЕМИНАР 3: деятельность органов опеки и попечительства

1) Основные задачи и направления деятельности органов опеки и попечительства.

2) Права органов опеки и попечительства.

3) Порядок изменения фамилии, имени и отчества несовершеннолетних.

4) Изменение места и даты рождения усыновлённого ребёнка.

5) Порядок вступления в брак несовершеннолетних. Брачный возраст, условия вступления в брак, обстоятельства, препятствующие вступлению в брак.

СЕМИНАР 4: Государственные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

1) Основные направления оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

2) Финансовое обеспечение, порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь.

3) Дополнительные гарантии и права на образование.

4) Социальное обеспечение на время обучения.

5) Дополнительные гарантии и права на медицинское обслуживание.

6) Дополнительные гарантии и права на имущество и жилые помещения.

7) Регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

8) Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

9) Дополнительные гарантии в области занятости.

10) Социально правовые услуги.

11) Психологическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА УТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Заботясь о детях, которые остаются без попечения родителей, государство в нормах действующего законодательства устанавливает порядок их воспитания, содержания и образования.

Согласно ст. 145 Семейного Кодекса формами такого содержания и воспитания, а также защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока.

Установление или прекращение опеки или попечительства определяется Гражданским Кодексом Российской Федерации. Так, согласно ст. 31 ГК РФ, опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве в течение одного месяца с момента, когда указанным органом стало известно о необходимости установления опеки и попечительства над гражданином.

Опекуном или попечителем может быть только совершеннолетнее дееспособное лицо, обладающее необходимыми нравственными и личными качествами, давшие своё согласие быть опекуном или попечителем, а также имеющее состояние здоровья, позволяющее исполнять обязанности по воспитанию ребёнка. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителем, опекуном, попечителем, приёмным родителем определён Приказом Министерством здравоохранения Российской Федерации от 10.09.1996 года №332.

В органы опеки и попечительства необходимо представить следующие документы:

1) заявление в кандидаты в опекуны;

2) паспорт кандидата и её копия;

3) документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребёнка под опеку (копии свидетельство о смерти родителей, копии решения приговора суда);

4) заявление или согласие ребёнка старше 10 лет;

5) согласие всех совершеннолетних членов семьи кандидата;

6) копии свидетельства о рождении ребёнка;

7) копии свидетельства об установлении отцовства;

8) оригинал и копия свидетельства о заключении или расторжении брака кандидата;

9) копия паспорта ребёнка старше 14 лет;

10) копия свидетельства о заключения или расторжения брака родителей ребёнка;

11) справка с работы с указанием должности и размера заработной платы за последние 12 месяцев либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

12) ИНН кандидата;

13) автобиография кандидата;

14) справка с места жительства формы №9 о регистрации кандидата, а также ребёнка;

15) характеристика с места работы или бытовая характеристика из ЖЭУ (жилищно-эксплуатационное управление);

16) заключение о состоянии здоровья в установленной форме;

17) акт обследования социально-бытовых условий ребёнка и кандидата;

18) документы на жилую площадь кандидата;

19) справка формы №7 (характеристика жилого помещения кандидата и ребёнка);

20) справка из детского учреждения, которое посещает ребёнок;

21) медицинская справка о состоянии здоровья ребёнка;

22) опись имущества ребёнка.

На основании заявления и представленных документов специалист в течении 20 дней готовит заключение, при этом он учитывает личные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей воспитывать детей, взаимоотношение с другими членами семьи и так далее. Одновременно с выдачей заключения выдаётся направление на подбор ребёнка.

При знакомстве с ребёнком, администрация того учреждения, в котором он находится, обязано ознакомить претендента с личным делом ребёнка и заключением о состоянии его здоровья. При этом администрация учреждения несёт полную ответственность за достоверность предоставляемых сведений о ребёнке. После знакомства кандидат в опекуны подаёт заявление в органы опеки и попечительства по месту нахождения ребёнка с просьбой об установлении опеки. К заявления прилагаются все подготовленные ранее документы и заключение. Опека устанавливается постановлением органа опеки и попечительства. Опекуну вручается копия постановления и удостоверение опекуна.

После установления опеки личное дело ребёнка передаётся в органы опеки и попечительства по месту жительства опекуна для наблюдения. Дважды в год (весной и осенью) составляются акты контрольного обследования условий жизни и воспитания опекаемых детей, которые вкладываются в личное дело ребёнка. При перемене места жительства опекун обязан сообщить об этом в отдел опеки и попечительства, а затем встать на учёт в отделе опеки по новому месту жительства.

Опекунами или попечителями детей, нуждающихся в опеке и попечительстве и находящихся или помещённых в соответствующие воспитательные, лечебные и учреждения социальной защиты либо другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: