Сущность калькулирования себестоимости

Само выражение «себестоимость продукции» означает сумму, в которую организации («себе») обошлась продукция, сколько эта продукция стоила организации, сколько расходов понесла организация для того, чтобы получить эту продукцию. Исчисление себестоимости — один из основных методов управления затратами. Для того чтобы эффективно управлять организацией, недостаточно только обеспечить поток доходов, нужно еще и сформировать поток расходов таким образом, чтобы финансовый результат всегда оставался положительным. Поэтому при формировании потока расходов выделяют два аспекта. Первый аспект можно условно назвать денежно-финансовым; он касается вопроса о том, на что и как тратить деньги при производстве продукции. Второй аспект — учетно-информационный, он относится к способам представления информации в периодической отчетности, внешней и внутренней.

Расчет показателя «себестоимость» является учетно-управленческой задачей. Ни международные стандарты финансовой отчетности, ни Налоговый кодекс Российской Федерации не содержат понятия себестоимости и поэтому никак регламентируют его исчисление. Таким образом, решение вопросов о том, исчислять или не исчислять себестоимость и как это делать, остается за менеджерами и бухгалтерами-аналитиками. Руководствоваться при решении этих вопросов следует не только и даже не столько соображениями целесообразности, но прежде всего принципом экономичности. Учетно-аналитическая работа (и исчисление себестоимости в первую очередь) для организации — довольно дорогое удовольствие, она требует немалых финансовых и человеческих ресурсов. Стоит вкладывать эти ресурсы или нет, определяет выгода, которую (возможно!) получит организация от осуществления этой деятельности.

На определение затрат на изготовление и доведение до потребителя данного продукта, необходимо определить в каком виде мы хотим видеть результат наших расчетов и какие виды расходов имеют отношение к данному продукту, а какие — нет.

В рамках финансового учета определяется прежде всего себестоимость выпуска продукции, а уж затем бухгалтер (если его кто-либо попросит об этом) разделит полученный результат на число калькуляционных единиц.

Бухгалтер-аналитик действует с другого конца — он определяет себестоимость единицы выпуска, а затем полученный результат использует для определения финансового результата или уровня результативности или для иных целей, соответствующих управленческой проблеме, которая перед ним стоит. Такой процесс формирования перечня затрат на какой-либо вид продукции и называется калькулированием.

Калькулирование — система экономических расчетов себестоимости калькуляционной единицы в рамках направления учета затрат. Конечным результатом калькулирования является калькуляция - перечень затрат, необходимых для приведения одной калькуляционной единицы в некое целевое состояние.

Содержание и форма проведения всех процедур в рамках управленческого учета определяется конкретной управленческой задачей или направлением учета.

Принципиальным моментом для калькулирования является выбор калькуляционной единицы, который зависит от направления учета.

При оценки себестоимости продукции необходимо решить – калькулировать ли себестоимость только реализованной продукции или всей готовой произведенной. Бухгалтер формирующий финансовую отчетность пойдет по первому пути, бухгалтер-аналитик должен сначала обдумать цель такого калькулирования.

Особенности сущности калькулирования:

1. Список затрат, которые необходимо включать в калькуляцию, в некоторой степени произволен и зависит от избранного метода калькулирования.

2. На величину каждой из статей калькуляции влияет выбор метода оценки соответствующего показателя.

3. Все калькуляционные единицы не тождественны друг другу.

4. Методы разграничения затрат по отчетным периодам и способы формирования резервов также повлияют на величину себестоимости, хотя к конкретной калькуляционной единицы ни то ни другое прямого отношения не имеет.

5. Степень завершенности незавершенного производства в процессе оценки его стоимости определяется с большой долей условности, что дает широкие возможности для варьирования оценки НЗП, а следовательно, и финансового результата периода.

6. Еще более широкие возможности вариации показателя ре­зультативности (теперь уже речь идет о результативности деятельности отдельных сегментов организации и доходности продуктов) дает свобода в выборе баз распределения косвенных (накладных) расходов.

7. Существенную сложность представляет калькулирование себестоимости в производствах, где один технологический процесс порождает несколько видов продукции, а также там, где конечный результат является не детерминированным, а проявляется с определенной вероятностью. Фактической себестоимости отдельного продукта в этих случаях просто не существует. Себестоимость можно определить только как результат многоступенчатых допущений.

8. Себестоимость подразумевает денежную оценку. Однако если различные компоненты себестоимости выражены в разной валюте (то есть если при изготовлении продукта использованы компоненты, приобретенные за валюту), себестоимость, выраженная в одной валюте, будет колебаться вместе с курсом другой. А ведь никаких изменений с самим изделием в это время не происходит!

Таким образом калькулирование себестоимости продукции, представляет собой весьма творческий процесс, требующий от бухгалтера-аналитика не только широких знаний, но и изрядной интуиции, не просто высокой квалификации, но и способности к компромиссам, а также таланта выбрать из множества альтернатив наиболее подходящую в настоящий момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: