Методы и принципы правового регулирования предпринимательской деятельности

Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности.

Правоотношение представляет собой индивидуализированную правовую связь в виде соответствующихсубъективных прав и юридических обязанностей, возникающуюмежду ее участниками по поводу конкретного объекта.Предпринимательскоеправо регулирует различного рода общественные отношенияв сфере предпринимательской деятельности. Соответственно правоотношения в рассматриваемой сфере также неоднородны.

Общественные отношения подразделяются на три группы:

1) предпринимательские имущественные (горизонтальные);

2) предпринимательские управленческие (вертикальные);

3) предпринимательские внутрифирменные (корпоративные).

В сфере так называемых горизонтальных имущественных отношений возникают частноправовые гражданские правоотношения.

Значительные трудности возникают при определении кругаправоотношений, возникающих в области вертикальных управленческих отношений. Указанные правоотношения неоднородны. Это административные, финансовые, налоговые и другие публичные правоотношения.

Сложным является вопрос о правоотношениях, возникающих в области применения норм корпоративного права. Эту группу составляют отношения принадлежности имущества обособленным подразделениям, отношения, регулирующие деятельность структурных подразделенийвнутри юридическоголица и др.

Поскольку предпринимательское право носит комплексный характер, то и правовое регулирование характеризуется сочетанием диспозитивных и императивных способов воздействия на субъектов. Субъекты предпринимательских правоотношений могут находиться в равноправном (горизонтальном) или подвластном (вертикальном) положении, поэтому взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества – характерная черта метода правового регулирования предпринимательского права. Таким образом, предпринимательское право как комплекснаяотрасль имеет два основных метода регулирования отношений: равенства и подчинения.

В литературе по предпринимательскому праву чаще всего называют несколько методов правового регулирования: обязательных предписаний; автономных решений (метод согласованияи метода разрешения); рекомендаций.

Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности выглядят следующим образом:

1) принцип свободы предпринимательской деятельности;

2) принцип свободы договора;

3) принцип свободного перемещения объектов предпринимательской деятельности;

4) признание многообразия форм собственности и равно их защита;

5) принцип поддержания конкуренции и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

6) принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;

7) принцип законности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: