ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
В соответствии с установленным порядком в Российской Федерации разрабатываются государственные прогнозы и программы социально-экономического развития.
Социально-экономические прогнозы разрабатывают в целом по стране, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Кроме того, Законом «О приватизации» предусмотрено ежегодно разрабатывать прогнозы приватизации по отраслям экономики.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатывают в нескольких вариантах на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывают на 5 – 10 лет и более. Он необходим в первую очередь при реализации крупных дорогостоящих проектов, когда ошибки в масштабах строительства, сроках строительства и окупаемости могут очень дорого обходиться для общества. В основу долгосрочного прогноза закладывают тенденции развития науки, техники, ожидаемые прорывы в научно-техническом прогрессе.
Данные прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются при разработке концепции социально-экономического развития, прогнозов и программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Концепция социально-экономического развития на среднесрочную перспективу содержится в первом после вступления в должность Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ. Концепция содержит:
– характеристику состояния экономики;
– формулировку и обоснование стратегических целей и приоритетов социально-экономической политики государства;
– определение важнейших задач на предстоящий период;
– целевые макроэкономические показатели развития России на среднесрочную перспективу.
Среднесрочный прогноз разрабатывают на 3 – 5 лет, публикуют в открытой печати и ежегодно корректируют.
Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывают ежегодно. Задачи на предстоящий год определяются в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию. В нем также анализируется выполнение программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Итоги социально-экономического развития за предшествующий год представляются Правительством РФ Федеральному Собранию и подлежат опубликованию.
Кроме того, поквартально разрабатываются оперативные прогнозы социально-экономического развития.
Структура комплекса прогнозов социально-экономического развития страны представлена на рис. 5. В ней можно выделить базовые прогнозы и социально-экономические. Базовые служат основой для социально-экономических и по своему отношению к ним разделяются на два блока. Первый блок отражает возможные изменения ресурсной базы страны и включает демографический прогноз, прогноз природных ресурсов, зоологический прогноз, прогноз научно-технического процесса. Второй блок определяет внешние факторы, которые влияют на параметры социально-экономического развития страны, и включает следующие прогнозы: экологический, внешнеэкономический, внешнеполитический, внутриполитический, военно-стратегический.
Рис. 5. Структура комплекса прогнозов социально-экономического развития страны