Риск - это возможное уменьшение реальной отдачи капитала по сравнению с ожидаемой. Вложения капитала, связанные с большим риском получения ожидаемого эффекта, в полной мере могут быть оправданы лишь в случаях, когда расчетная норма доходности будет выше, чем при вложении капитала в проекты с меньшим риском. Один из способов учета риска - добавление надбавки за риск ΔE в величину нормы дисконта - E:
(8.22)
Ориентировочные рекомендации по установлению ΔE (по эмпирическим данным):
1) для инвестиций в объекты с традиционными техническими решениями надбавка принимается в пределах 0,02...0,03;
2) для инвестиций в инновационные объекты надбавка может быть принята
Уровень риска определяется многими факторами, поэтому для уточнения оценок поправок на риск необходимо проводить специальные экономические исследования по конкретному объекту.
Цели и задачи разделов бизнес-плана.
Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предлагаемого к реализации инвестиционного проекта, определяется необходимый комплекс мер в области производства, маркетинга, создания новых или реорганизации существующих структур, содержатся финансовые результаты проекта и определяется потребность в ресурсах для его реализации. Бизнес-планирование - это метод перспективного планирования, используемый в условиях проектного подхода к организации деятельности предприятия. Одна из особенностей этого метода заключается в отсутствии жестко установленных временных рамок и в разработке планов по организации деятельности только в рамках данного проекта, при этом не рассматривается влияние проекта на производственнохозяйственную деятельность предприятия. Основные принципы бизнес-планирования - системность, т.е. расмотрение проекта как единого целого, и полнота охвата всего комплекса проблем, связанных с разработкой и реализацией проекта. Несмотря на то что существует большое количество рекомендаций и форм составления бизнес-планов, все они содержат ряд общих разделов. План первого года реализации выполняется более детально, с разбивкой по кварталам и даже по месяцам. В ходе разработки бизнес-плана решаются следующие задачи: • проводятся маркетинговые исследования в целях перспективного позиционирования товара, намеченного к производству;
|
|
• выявляются возможности развития предприятия (или создания нового);
• определяются конкретные цели предприятия и устанавливаются количественные показатели развития, сроки реализации проекта;
• разрабатывается комплекс мероприятий и программ их реализации в различных сферах деятельности предприятия: маркетинг, управление качеством, производство, НИОКР, снабжение и сбыт, управление персоналом;
|
|
• формируется система управления проектом;
• определяются общая стоимость проекта, его доходность и рентабельность;
• разрабатывается схема финансирования;
• осуществляется поиск инвесторов.
На основе практического применения бизнес-планирования сформировались определенные требования к качеству планирования и информации, которая содержится в бизнес-плане. Бизнес-план должен быть:
• полным, т.е. содержать всю информацию, которая необходима инвестору для принятия решений, а также другим участникам проекта;
• разработанным в рамках расчетного периода, достаточного для вывода производства на запланированный уровень;
• доказательным, т.е. опираться на реальные и обоснованные предложения;
• модифицируемым, т.е. предоставлять возможность его дальнейшего развития;
• достаточно гибким, чтобы в него можно было вносить коррективы с учетом хода реализации;
• инструментом контроля, позволяющим отслеживать по системе конкретных показателей и сроков график работ и соответствие фактических результатов плановым заданиям;
• понятным, т.е. должна исключаться возможность двойственного толкования выводов, он должен быть написан простым и ясным языком с четкими формулировками.
Все перечисленные задачи бизнес-плана и требования к нему с достаточной степенью определенности формируют общую структуру этого документа. Рекомендуемая структура бизнес-плана является типовой, однако содержание конкретных бизнес-планов в значительной степени зависит от характера реализуемого проекта. Объем документа, степень соответствия его типовой структуре, детализация информации и характер ее представления не могут быть идентичными в различных проектах. Предлагаемый макет следует рассматривать как своеобразный перечень вопросов, на которые должны быть даны ответы при подготовке документов, по своему характеру соответствующих бизнес-плану. Конкретные показатели, наполняющие те или иные его разделы, будут безусловно носить специфический характер в каждом отдельном случае. Основные разделы бизнес-плана:
• общая характеристика проекта (резюме);
• анализ рынков сбыта и предлагаемая стратегия маркетинга;
• производственная программа;
• организационный план;
• юридический план;
• экологическая информация;
• социальная реакция;
• финансово-экономический анализ результатов проекта;
• финансовый план;
• анализ рисков.