На международном уровне избирательное право предстает как формирующаяся отрасль международного публичного права, как совокупность международных правовых актов, а также как научная и учебная дисциплина. При этом на современном этапе особенно возросла роль международных избирательных стандартов как одного из действенных механизмов реализации международного принципа уважения прав человека и основных свобод.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Избирательного права касаются установленные в международных договорах международные избирательные стандарты – обязательства государств, предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, права и свободы на участие в свободных, справедливых, подлинных и периодических выборах, а не посягать на такие права и свободы, принимать соответствующие меры по их реализации. Международные избирательные стандарты должны определять содержание национального законодательства и его применение.
|
|
Международные избирательные стандарты следует рассматривать:
1) как закрепляемый международным правом нормативный минимум внутригосударственного правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу назначения, подготовки, проведения и установления результатов выборов, а также отношений, касающихся инфраструктуры избирательного процесса;
2) как механизм реализации международных норм-принципов, позволяющий унифицировать национальное законодательство, обеспечить его соответствие общезначимым целям и задачам, подготовить почву для интеграции отдельных государств в демократическое сообщество.
Особенностями правового регулирования избирательных стандартов являются непосредственное применение (прямое действие) соответствующих норм международного права во внутригосударственных отношениях, а также их относительный приоритет над нормами национального права. Так, согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Соблюдение этой нормы применительно, в частности, к международным избирательным стандартам, обеспечивается российским правосудием, в том числе Конституционным Судом РФ.
|
|
Международные избирательные стандарты в виде норм избирательного права закреплены: во Всеобщей декларацией прав человека 1948 года (п. 3 ст. 21), Международном пакте о гражданских и политических правах человека 1966 года (ст. 25), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ст. 3 Протокола № 1) и ряде других документов. Важный шаг в развитии международного сотрудничества по созданию избирательных стандартов сделан рядом государств-участников СНГ – Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. Этот документ, по сути, является одним из первых специализированных международно-правовых актов в области избирательного права и избирательного процесса, имеющим, во-первых, обязательный юридический характер, во-вторых, объединившим воедино и содержательно раскрывшим демократические избирательные стандарты в рамках СНГ и, в-третьих, предусматривающим создание механизма обеспечения гарантий избирательных прав и свобод граждан в государствах СНГ. Конвенция вступила в силу 11 ноября 2003 г. и является одним из свидетельств стремления стран Содружества Независимых Государств к дальнейшей демократизации избирательного процесса, к созданию новой международной системы гарантий избирательных прав и свобод участников выборов, обеспечению стабильности политического развития, развитию международных избирательных стандартов, подписавших Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ (ратифицирована Россией 2 июля 2003 г.).
В соответствии с Конвенцией, стандартами демократических выборов являются:
- право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства;
- принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей;
- открытый и гласный характер выборов;
- осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами;
- гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.
За прошедший период Конвенция, подписанная президентами Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Украины на заседании Совета глав государств-участников СНГ (7 октября 2002 г. в Кишиневе), первоначально ратифицированная парламентами трех государств СНГ – Киргизии, России и Таджикистана, по состоянию на 11 ноября 2003 г., в соответствии с п. 1 ст. 22 Конвенции вступила в силу. В дальнейшем, 23 июня 2004 г. Конвенцию ратифицировала Молдавия, а 28 февраля 2005 г. – Армения. Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств ратифицировали пять из семи подписавших Конвенцию государств СНГ: Киргизия, Россия, Таджикистан, Молдавия и Армения, кроме Грузии и Украины.