В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. От его направленности и эффективности во многом зависят перспективы человечества.
Любое общество существует лишь в том случае, если его члены следуют принятым в нём ценностям и нормам поведения. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он развивается, обретает способность выполнять социальные функции. Целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов.
Понятие «образование» происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на идеальные образы (социальные эталоны), например спартанского воина, добродетельного христианина, энергичного предпринимателя, гармонично развитую личность. В таком понимании образование выступает как важнейшая сторона жизни общества и индивидов.
|
|
Именно в процессе обучения и воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития общества, самого человека, цивилизации.
Так как содержание образования черпается из наследия культуры и науки, из практики жизнедеятельности человека, то образование как социокультурный феномен выполняет следующие функции:
– является способом вхождения человека в мир науки и культуры;
– практикой социализации человека и преемственности поколений;
- механизмом общественной и духовной жизни человека;
- процессом трансляции образцов человеческой деятельности;
- тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются культурные ценности общества;
- способствует развитию и сохранению национальных традиций.
Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколений к самостоятельной жизни, с другой – образование закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе.
Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях. Академик РАО Б.С. Гершунский выделяет четыре аспекта его содержания:
- образование как ценность;
- система;
- процесс;
- результат.
Как социальное явление образование – это прежде всего общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня образовательной сферы. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Для личности образование важно как условие социализации и достойной жизни.
|
|
Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Система образования может рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона. Система образования в России – это открытая, непрерывно развивающаяся система.
Образование по самой своей сущности – это процесс. Процесс движения от незнания к знанию, от цели к результату, от обучения к самообразованию, от развития к саморазвитию. В целостной системе образования происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека – это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве.
Итак, современное образование многопланово. Каким путём должно развиваться образование в будущем, какие ценности и приоритеты ему выбирать, в чём должны состоять его важнейшие функции – на эти и другие вопросы предстоит ответить педагогике как науке, имеющей своим объектом категорию «образование».
В современном мире проблемы образования, его настоящего и будущего становятся весьма актуальными. В последнее десятилетие мир изменяет своё отношение ко всем видам образования. Причина такого внимания заключается в том, что наивысшей ценностью современного общества представляется человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Говоря словами Э. Фромма, «развитие будет определяться не только тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет».
Главные проблемные вопросы, стоящие сейчас перед отечественной педагогикой-наукой, таковы:
1) какого человека нужно готовить (образовывать) для жизни в обществе?
2) какой должна быть сама система образования, в которой человека обучают и воспитывают?
Современное развитие общества требует новой системы образования – «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности, дало бы возможность влиять на это будущее.
«Образованный человек – это не столько человек знающий, сколько подготовленный к жизни, способный осмыслить своё место в мире» (В.М. Розин).
Образование должно создать условия для развития такого человека, а именно: знающего, духовного, личностно богатого.
И современные системы образования пытаются переориентироваться на «человека целостного», способного к обучению, самообразованию, саморазвитию. Задача педагога – уметь организовать обучение так, чтобы студент сам научился добывать знания, пользоваться справочной литературой, приобретая при этом деятельностный опыт.
Цель современого образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.
В связи с этим вполне отчётливо осознаётся гуманизация и гуманитаризация образования. Гуманизация – ориентация образовательной системы на уважение прав каждого человека. Сущность гуманитаризации – формирование культуры мышления на основе глубокого понимания всего культурного наследия.
С процессами демократизации и гуманизации в российском обществе сейчас происходит смена педагогических парадигм. Парадигма – синтез концептуальных теоретических положений и способов их реализации, общепризнанных для данного общества учёных, – педагогов и учителей. На смену господствущей функционально ориентированной (формирующей) парадигмы образования приходит новая – гуманистическая (личностно ориентированная, развивающая). «Школа учёбы» превращается в «школу самореализации личности». Целью воспитания становится не формирование личности, а её развитие. Особенности такого воспитания:
|
|
§ личность ученика в центре образовательного процесса;
§ развитие личности, исходя из её потребностей в самореализации, саморазвитии и т. п.;
§ субъект-субъектные отношения между педагогом и учеником;
§ отсутствуют жёсткие учебные программы, учебные планы и др. Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, интенсивно развивается мировое образовательное пространство (стремясь воспитать «гражданина мира») и формируется глобальная стратегия образования человека.
Мировое образовательное пространство объединяет образовательные системы разного типа и уровня.
В мировой системе образования нового XXI века выделяются весьма важные тенденции:
§ ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех;
§ углубление межгосударственного сотрудничества в области образования;
§ существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом.
Пространство становится политкультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизацию в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.
Вопросы для самоконтроля
1. Что входит в понятие «образование»?
2. Раскройте смысл основных функций современного образования.
3. Каковы главные проблемы, стоящие перед педагогической наукой?
|
|
4. Каковы основные характеристики образованного человека?
5. Дайте определение педагогических ценностей.
6. Подготовьте схему “ Классификация педагогических ценностей” и дайте их характеристику.
7. Почему образование – это общечеловеческая ценность?