как выс. орган ФИВ Пр-во - очень широким кругом полномочий:
- в пределах своей компетенции организует реализацию внутр. и внеш. политики гос-ва;
- совместно с Президентом РФ обеспеч-т осущ-е полномочий федер.гос.вл. на всей тер-рии РФ (ч. 3 ст. 78 К-ции), сочетание интересов РФ и ее субъектов в системе исп. вл.
- обеспечивает единство системы исп. вл. в стране (ч. 2 ст. 77 К-ции), направляет и контролирует деятельность ее органов;
- формирует федер. целевые программы и обеспечивает их реализацию;
- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы;
- предоставляет ГД ежегод.отчеты о результатах совей деятельности, в т.ч. по?, поставленным ГД (п. а ст. 114 К-ции – 2-я поправка к К-ции РФ от 2008 г.);
1) в сфере экономики
- осущ-т регулирование экономич. процессов;
- обеспечивает единство экономич. пространства и свободу эконом. деятельности;
- прогнозирует соц.-эконом. развитие страны,
- разрабатывает и осущ-т программы развития приоритет. отраслей экономики;
- вырабатывает гос. структурную и инвестиц. пк и принимает меры по ее реализации,
- осущ-т меры по управлению федер.собственностью (п. г ст. 114 К-ции);
- разрабатывает и реализует гос. пк в сфере междунар. экономич., финан. и инвестиц. сотрудничества;
- осуществляет общее рук-во таможенным делом;
- принимает меры по защите интересов отеч. производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
- формирует мобилизац. план экономики России,
- обеспечивает функционирование оборонного прз-ва;
2) в сфере бюджета и финансов
- обеспечт-т проведение в РФ единой финан., кредит. и денеж.пк (п.б ст. 114 К-ции);
- разрабатывает и предоставляет ГД федер.бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федер. бюджета (п. а ст. 114 К-ции);
- разрабатывает и реализует налог. пк;
- обеспечивает совершенствование бюджет. системы;
- принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
- управляет гос. внутр. и внеш. долгом РФ;
- осущ-т валютное регулирование и валют. контроль;
- руководит валютно-финансовой деятельностью в отнош. РФ с ин. гос-вами;
- разрабатывает и осущ-т меры по проведению единой пк цен;
3) в социальной сфере
- обеспечивает проведение единой гос. соц. политики,
- обеспеч-т реализацию конституц. прав граждан в области соц. обеспечения,
- способствует развитию соц. обеспечения и благотворительности;
- принимает меры по реализации труд. прав граждан;
- разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
- обеспечивает проведение единой гос. миграц. пк;
- принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиол. благополучия в стране;
- содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства,
- принимает меры по реализации молодеж. пк;
- взаимодействует с обществ. объединениями и религиоз. организациями;
- разрабатывает и осущ-т меры по развитию физ. культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.
4) в сфере науки, культуры, образования
- разрабатывает и осущ-т меры гос. поддержки развития науки;
- обеспечивает гос. поддержку фундаментальной науки, приоритет. направлений прикладной науки, имеющих общегос. значение;
- обеспечивает проведение в РФ единой гос. пк в обл. образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профес. образования, развивает сферу бесплат. образования;
- обеспечивает гос. поддержку культуры и сохранение объектов культурного наследия общегос. значения и культурного наследия народов России;
- в целом обеспечт-т проведение в РФ единой гос.пк в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соц.обеспечения и экологии (п. в ст. 114 К-ции);
5) в сфере природопользования и охраны окружающей среды
- обеспечивает проведение единой гос. пк в обл. охраны окр. среды и обеспечения экологич. безопасности;
- принимает меры по реализации прав граждан на благоприят. окр. среду, по обеспечению экологич. благополучия;
- организует деятельность по охране и рац. использованию природ. ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы страны;
- координирует деятельность по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стих. бедствий, аварий и катастроф;
6) в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью
- в целом осущ-т меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и обществ.порядка и борьбе с преступностью (п. е ст. 114 К-ции);
- участвует в разработке и реализации гос. пк, направленной на обеспечение безопасности личности, общества и гос-ва;
- осущ-т меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и обществ. порядка, по борьбе с преступностью и др. общественно опасными явлениями;
- разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранит. органов;
- осущ-т меры по обеспечению деятельности органов суд. вл.;
7) в сфере обороны и гос. безопасности
- осущ-т меры по обеспечению обороны и гос. безопасности страны (п. д. ст. 114 К-ции РФ);
- организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение матер. средствами, ресурсами и услугами ВС РФ, др. войск и военных формирований РФ;
- обеспечивает выполнение гос. целевых программ и планов развития вооружения, программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
- обеспечивает соц. гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответ. с ФЗ к обороне или обеспечению гос. безопасности РФ;
- принимает меры по охране гос. границы;
- руководит гражданской обороной;
8) в сфере внешней политики и международных отношений
- осущ-т меры по обеспечению реализации внеш. пк РФ (п. д ст. 114 К-ции);
- обеспечивает представительство РФ в ин. гос-вах и междунар. организациях;
- в пределах своих полномочий заключает международ. дог-ры РФ,
- обеспечивает выполнение обяз-в РФ по МД, а
- наблюдает за выполнением др. участниками этих договоров их обяз-в;
- отстаивает геополит. интересы РФ,
- защищает граждан РФ за пределами ее тер-рии;
- осущ-т регулирование и гос. контроль в сфере внешнеэкономич. деятельности, в сфере междунар. научно-технич. и культур. сотрудничества.
Пр-во вправе делегировать осущ-е части своих полномочий ФОИВ, если эти полномочия не отнесены зак-вом к исключит. полномочиям Пр-ва, по соглашению с ОИВ субъектов РФ передавать им осущ-е части своих полномочий или принимать осущ-е части их полномочий, если это не противоречит К-ции РФ и ФЗ.
Право зак. инициативы Пр-ва в ФС:
- осущ-т посредством внесения законопроектов в ГД (ч. 1 ст. 104 К-ции);
- вправе вносить в ГД в соответ. с ее Регламентом поправки к находящимся на рассмотрении ГД законопроектам;
- разрабатываемые Пр-вом проекты ФЗ по предметам совмест. ведения РФ и ее субъектов в обязат. порядке направляются Пр-вом в органы гос. вл. субъектов РФ;
- Пр-во дает письмен. заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске гос. займов, об изменении финан. обяз-в гос-ва и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федер. бюджета (ч. 3 ст. 104 К-ции); заключение Пр-ва направляется субъекту права зак. инициативы и в ГД в срок до 1 месяца со дня поступления законопроекта в Пр-во. По согласованию с соответ. субъектом права зак. инициативы этот срок м.б. продлен;
- м. направлять в палаты ФС офиц. отзывы о рассматриваемых палатами ФЗ и законопроектах, кот. подлежат обязат. оглашению на заседаниях палат ФС;
Заключения Пр-ва на законопроекты, поправки к ним и офиц. отзывы Пр-ва о рассматриваемых палатами ФС ФЗ и законопроектах подписываются Пр или его замом и направляются в палаты ФС.
Члены Пр-ва вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат ФС, их комитетов и комиссий в соответ. с регламентами палат.
Для представления в палатах ФС внесенного Пр-вом законопроекта назначается офиц. представитель/ли Пр-ва.
Для защиты позиций Пр-ва по заключениям, поправкам и офиц. отзывам поручением Пр или его зама м.б. направлен спец. представитель.
Представители Пр-ва присутствуют на заседаниях палат ФС при рассмотрении ФЗ и законопроектов, где им предоставляется слово в соответ. с регламентами палат.
Пр-во представляет ГД федер. бюджет и отчет о его исполнении, кот-й за прошедший финан. год представляется одновременно с проектом федер. бюджета на след. финан. год.
В целях обеспечения зак. деятельности Пр-ва и его взаимодействия с палатами ФС создается Комиссия Пр-ва РФ по законопроектной деятельности.
В случае постановки депутатами ГД и членами ФС?, касающихся деятельности Пр-ва, Пр, его замов, федер. министров, члены Пр-ва имеют право получить необход. разъяснения о причинах постановки таких?.