Экономическая мысль средневековья. Экономическая мысль Древнего Рима

Экономическая мысль Древнего Рима

Экономическая мысль Древнего Рима не уделяла особого внимания экономическим понятиям, а занималась решением проблем, связанных со становлением и развитием рабовладельческого строя. Особое внимание уделялось формам давления на рабов, поиску методов наиболее эффективной организации производства. В решении данной проблемы выделяются работы Катона, Варрона, Колумеллы.

Катон старший (234-149 г.г. до н.э.) – крупный землевладелец. Работа – «Земледелие», в которой автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать их труд. Катон считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении. Предусматривая возможные выступления рабов, Катон советовал поддерживать и в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между нами.

Марк Варрон (116-27 г.г. до н.э.) – писатель, ученый; занимался проблемами латифундии. Работа – трактат «О сельском хозяйстве», в котором он ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агроэкономической науки, росте интенсивности производства, совершенствование методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Его также интересовали вопросы экономической эффективности рабства. В отличие от Катона, Варрон рассматривал вопрос о воспроизводстве рабочей силы об использовании экономических факторов повиновения, материальных льгот.

Кризис рабовладения отразил в своем сочинении «О сельском хозяйстве» Колумелла (1 в. н.э.) – римский писатель, агроном. Он отстаивал идеи о рациональном ведении хозяйства на земле, об использовании системы поощрений, разделении труда рабов.

В отличие от Катона и Варрона, Колумелла подчеркивал значение производства товаров для рынка.

Колумелла считал невыгодным частую смену арендаторов (колонов), и предлагал привлекать к обработке земли в качестве колонов сельских жителей.

Экономическая мысль западного Средневековья развивалась по мере эволюции феодализма.

Ранее средневековье (VI-X в.) экономические проблемы этого периода нашли свое отражение в источниках, относящихся к франкскому королевству и представлены «варварскими правдами» (запись права германских племен, осевших в Римской провинции и образовавших королевство). Наиболее известны: Салическая, Бургунскач, Баварская и др. правды.

Так, в «Салической правде» (начало VI в.) проводится мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса, луга, пастбища, вводятся серьезные ограничения на проникновение в общину чуждых ей элементов.

«Салическая правда»:

- содержит перечень штрафов за различные преступления;

- рассматривает сельское хозяйство как наиболее естественное занятие франков, ориентируясь в основном на натуральный тип хозяйства;

- отстаивает идеи свободной общины, устойчивости общинного землевладения, приоритета общинной собственности на землю;

- признает рабство, колонат, крупное землевладение;

- отражает возникновение ограниченного права наследования пахотного надела (аллода) в форме выделения собственности отдельных домохозяйств из общей собственности, появление имущественной дифференциации и социального неравенства.

Проблема экономической организации раннесредневековой вотчины, основанной на натуральном хозяйстве и крепостной эксплуатации крестьянства, нашла свое отражение в «Капитулярии о виллах» (начало IX в.), где проводится мысль о том, что монопольным собственником земли вотчин является ее владелец.

Классическое средневековье (XI-XV в.в.) - экономическая мысль Западной Европы - занималась проблемами, связанными с эволюцией феодального поместья, экономической политики.

Проблемы средневековья (XII - XIV вв.) находят отражение в экономических идеях канонистов; наиболее ярким представителям канонистов являлся знаменитый итальянский богослов, аристократ Фома Аквинский (1224-1265 гг.). Основные труды: «О правлении государей» (представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями); «сумма теологии» (оценка товарно-денежных отношений).

Ключевые догмы, характерные для позднего феодализма:

- деньги не могут порождать деньги;

- необходимо сословное деление общества;

- богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

- признание необходимости частной собственности;

- «справедливая цена» - цена, которая собрана издержкам и обеспечивает блага людям соразмерно их сословию;

- прибыль, получаемая купцами, не противоречит христианской добродетели и ее следует рассматривать как плату за труд;

- уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества;

- процент – вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: