Структура рынка. Тема 3.1 Сущность рынка. Основные элементы рынка

Тема 3.1 Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие

Вопросы:

1) Понятие, виды и функции рынка

2) Понятие и свойства товара

3) Стоимость и цена товара

4) Понятие издержек и прибыли в ЭТ

5) Сущность и функции денег. Уравнение Фишера

6) Спрос на рынке

7) Предложение на рынке

8) Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке

1) Результаты труда человека выступают в двух формах:

- материальных благ – это вещественные блага или товары;

- нематериальных благ – это услуги или работы – они производятся и используются сразу.

Возникновение хозяйства осуществлялось в несколько этапов.

1 - Возникновение натурального производства, при котором продукты предназначены для непосредственного потребления.

Для натурального производства характерны следующие черты:

- Замкнутое хозяйство - выполняет все виды работ самостоятельно, опираясь на собственные производственные ресурсы;

- Универсальный труд – все функции выполняет один человек;

- Прямые хозяйственные связи между производством и потреблением (минуя обмен).

2 – Возникновение товарного производства, при котором продукт труда предназначен для обмена и приобретает товарную форму.

Для него характерно:

- Открытое хозяйство - производство товаров не для собственного пользования;

- Разделение труда;

- Косвенные хозяйственные связи - через обмен.

Таким образом, рынок возник благодаря обмену.

Рынок – система отношений товарного обмена основанная на взаимодействии спроса и предложения.

Условия возникновения рынка:

þ Общественное разделение труда;

þ Экономическая обособленность производства;

þ Самостоятельность производителя.

Рынок имеет субъектно - объектную структуру:

Субъекты: Объекты:

1) домашнее хозяйство;1) факторы производства;

2) государство;2) товары и услуги;

3) предприятие. 3) деньги, ценные бумаги, субсидии.

Критерии Виды рынка
1) Экономическое назначение объектов рынка - товаров и услуг; - средств производства; - труда; - инвестиционный; - ценных бумаг; - денежный рынок; - информационный.
2) Географическое положение: - мировой; - национальный; - региональный;
3) Степень ограничения конкуренции: - монополистический: - олигополистический; - свободный; - смешанный.
4) Виды отрасли: - компьютерный; - продуктовый.
5) Характер продаж: - оптовый; розничный

Инфраструктура – совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих их нормальное функционирование.

Инфраструктура Виды рынка
1. Товарная биржа; предприятия торговли; ярмарки; аукционы 1. Товаров и услуг, средств производства
2. Банки, фондовые, страховые компании, инвестиционные фонды 2. Денежный, фондовый
3. Биржи труда 3. Труда
4. Информационные фонды, агентства, юридические, глобальные сети 4. Информационный

Функции рынка:

1. Посредническая – между производителями и потребителями;

2. Ценообразующая – формирует цены на основании спроса и предложения;

3. Информирующая - цены несут информацию о состоянии экономики;

4. Регулирующая – перераспределение капитала и регулирование объемов производства;

5. Стимулирующая – стимулирование наиболее эффективных производств за счет дополнительной прибыли;

6. Оздоравливающая – освобождение от неэффективной хозяйственной деятельности.

Факторы рыночного саморегулирования:

1. Рыночные цены – фактические цены, свободно складывающиеся в соответствии со спросом и предложением;

2. Конкуренция – соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров.

3. Спрос и предложение

Схема рыночного регулирования

Формы конкуренции:

1. Ценовая: характеризуется:

- снижением цен;

- скидками и премиями:

- дешевыми распродажами.

2. Неценовая: характеризуется:

- качеством и надежностью;

- дополнительными гарантиями;

- послепродажным обслуживанием;

- рекламой.

2) Товар - продукт труда созданный с целью обмена на другой продукт труда или деньги. Товар обладает двумя экономическими свойствами:

1. Потребительная стоимость – способность удовлетворять какую-либо потребность (полезность товара);

2. Меновая стоимость (стоимость) – способность обмениваться на другие товары или деньги в определенных количественных пропорциях.

Существует два типа товарообменных отношений:

1. Натуральный (бартерный) обмен (Т-Т);

2. Товарно-денежный обмен (Т-Д-Т).

3) Стоимость является основополагающим понятием экономической теории. Существует две теории стоимости:

1.Трудовая теория стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс).

Сторонники этой теории считали, что товары в определенной пропорции приравниваются друг к другу, так как имеют общую основу – труд. Поэтому стоимость является воплощенными в товаре общественно полезными затратами труда при средних условиях труда. Измерителем трудовых затрат является рабочее время. Таким образом,трудовая теория усматривает объективную сторону стоимости.

2.Теория предельной полезности (К. Менгер, А. Маршалл) сводится к следующим положениям:

- стоимость блага определяется величиной полезного эффекта, т.е. предельной полезностью;

- стоимость является субъективной категорией;

- стоимость труда и капитала, т.е. издержки, являются производными от стоимости товара.

В дальнейшем эту теорию развили неоклассики и ввели концепцию вменения: стоимость готового товара вменяется стоимости пошедших на его изготовление факторов производства. «Не потому дорого токайское вино, что дороги токайские виноградники, а наоборот».

Закон стоимости: «Обмен товарами осуществляется в соответствии с количеством воплощенного в каждом из обмениваемых товаров общественно - полезного и необходимого труда, величиной их стоимости и потребительской стоимости».

Формой выражения стоимости благ в процессе их обмена является цена, которая определяется и полезностью блага, и затратами на его производство (издержками).

4) Производство благ связано с затратами. Чем выше затраты тем меньше прибыль, т.е. затраты являются ограничителем прибыли и требуют пристального внимания производителя.

Издержки – стоимость затраченных экономических ресурсов необходимых для производства и реализации продукции.

Виды издержек:

I. В зависимости от реальных денежных доходов.

1.1. Явные (внешние) – денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны:

- оплата труда наемным работникам;

- оплата сырья материалов энергоресурсов;

- оплата транспортных, коммунальных, финансовых и других услуг.

Эти издержки можно назвать бухгалтерскими.

1.2. Неявные (внутренние) – издержки, связанные с использованием своих собственных ресурсов, эти издержки не оплачиваются и не отражаются в бухгалтерской отчетности. Они выступают как вмененные издержки. Сумма явных и неявных издержек образует экономические издержки.

II. В зависимости от изменения объемов производства:

2.1. Постоянные – не зависят от изменения объемов производства, и существуют даже тогда, когда фирма ничего не производит: аренда; амортизация, содержание управленческого персонала.

2.2. Переменные – изменяются пропорционально изменению объема производства. К ним относятся: сырьё, материалы, энергоресурсы, заработная плата основных рабочих (сдельщиков).

Сумма постоянных и переменных издержек образует общие издержки.

Соотношение между различными видами затрат называется структурой затрат и помогает определить пути снижения затрат.

III. Для контроля за эффективностью производства рассматривают следующие виды издержек:

3.1. Средние издержки – затраты на единицу продукции. Они равны отношению общих издержек к общему количеству продукции и отражают динамику затрат по мере изменения объема.

3.2. Предельные издержки – дополнительные издержки производства каждой следующей единицы продукции.

С помощью предельных издержек определяют границы выпуска объема продукции. Для этого их сравнивают со средними издержками и рыночной ценой товара.

v Если величина предельных издержек меньше величины средних издержек и цены, то эффективность растет.

v Если предельные издержки превышают средние издержки и цену, то эффективность производства падает. В первом случае наблюдается положительный эффект масштаба, во втором отрицательный эффект масштаба.

Общие издержки = постоянные издержки + предельные × Q

переменные

Прибыль - превышение доходов от продаж над произведенными затратами.

Функции прибыли:

1.Характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия;

2.Является источником финансирования затрат на производство и социальное развитие. Доход может быть:

v общий – денежная сумма, получаемая от определенного количества товара;

v средний – общий доход, деленный на количество единиц проданных товаров;

v предельный - дополнительное приращение дохода при увеличении объема продукции на единицу.

С точки зрения экономической теории различают:

1. Нормальную прибыль - минимальный доход, определяемый неявными издержками;

2. Бухгалтерская прибыль – разность между общим доходом (выручкой) и явными издержками;

3. Экономическая прибыль – доход, полученный сверх нормальной прибыли.

Общая выручка = внешние издержки + внутренние издержки + доход.

Пример:

1. Внешние издержки предприятия:

- оплата наемного труда (300 д.е.);

- оплата поставок сырья (100 д.е.).

2. Внутренние издержки:

- неполученные проценты за капитал (20 д.е.);

- неполученная рента (30 д.е.);

- неполученное менеджерское вознаграждение (100 д.е.).

Общая выручка составила (600 д.е.).

Определить бухгалтерские и экономические издержки, нормативную экономическую и бухгалтерскую прибыли (д.е.)

Решение:

400 + 150 =550 экономические издержки

600 – 550 = 50 экономическая прибыль (доход)

300 + 100 =400 бухгалтерские издержки

600 – 400 = 200 бухгалтерская прибыль

150 нормальная прибыль

5) История денег началась с их полноценного варианта, т.е. наблюдалось соответствие между их реальной стоимостью (определяемой затратами на их производство) и номинальной (которая на них обозначена).

Сначала роль денег выполняли реальные товары (меха, камни, скот, зерно), затем эта роль закрепилась за драгоценными металлами (медь, золото, серебро). В дальнейшем произошел переход к неполноценным деньгам (не соответствие между номинальной и реальной стоимостью.) Таким образом, появились сначала легковесные или низкопробные, а затем и бумажные деньги.

Деньги – особый общественно признанный товар, всеобщий эквивалент, универсальное средство обмена.

Деньги должны обладать определенными качествами:

a) неподдельностью - сложностью изготовления фальшивых денег;

b) удобством использования - портативность, узнаваемость;

c) износоустойчивостью;

d) делимостью, т.е. возможностью размена.

Виды денег:

ü Товарные;

ü Металлические - монеты;

ü Бумажные: банковские билеты, выпускаемые ЦБ и казначейские билеты, выпускаемые государственным казначейством;

Металлические и бумажные деньги вместе образуют наличные деньги.

Другой, более прогрессивной формой денег являются безналичные деньги. К ним относят:

ü Кредитные: денежные чеки, векселя, облигации, пластиковые карты;

ü Электронные – их движение целиком определяется операциями, реализуемыми посредством команд и программ с помощью компьютерной техники.

Функции денег:

ü Мера стоимости – с помощью денег выражается стоимость товара и его цена;

ü Средство накопления – способность денег использовать соответствующую стоимость того, что было продано сегодня для будущей покупки.

Эта функция обусловлена абсолютной ликвидностью денег. Однако в условиях инфляции выполнение этой функции деньгами ограничено – теряется их реальная стоимость и возрастают вмененные издержки.

ü Средство обращения – служат посредниками при обмене товаров (Т-Д-Т);

ü Средство платежа – использование денег для реализации выплат (дарение, долг, оплата труда, налоги);

ü Мировые деньги – выполняется в процессе обслуживания экономических связей между странами (золото, конвертируемая валюта).

Валюта может рассматриваться в двух значениях: находящаяся в обращении денежная единица страны (национальная валюта); иностранная валюта.

В экономике необходимо соблюдать соответствие между товарной и денежной массой, что выражается законом денежного обращения – « Количество денег в обращении должно соответствовать сумме цен реализованных товаров».

Этот закон выражается уравнением обмена Фишера:

MV=P × Q

M – денежная масса в обращении;

V – скорость обращения денег;

P – средние цены товаров и услуг;

Q – количество проданных товаров.

6) Основные задачи рыночной организации производства решаются через механизм спроса и предложения.

Потребность в определенных благах называется абсолютным спросом, а потребность обеспеченная денежными средствами, является действительным платежеспособным спросом.

Спрос - платежеспособная потребность, определяемая количеством товаров, которое потребитель готов и в состоянии купить по определенной цене, в течение определенного времени.

Закон спроса: «Снижение цены (при прочих равных условиях) ведется к увеличению спроса». Таким способом между ними образуется обратная связь. Она может быть представлена графически.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: