Тема5.6 Безработица. Государственная политика занятости

3.

2.

Принципы распределения доходов.

Тема 5.5 Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике.

Вопросы:

1) Основные направления социальной политики государства

2) Понятие и виды доходов;

3) Проблема неравенства и перераспределения доходов;

4) Показатели уровня жизни.

1.

Уровень благосостояния людей характеризуется получаемыми ими доходами. Понятие дохода шире понятия заработная плата, т.к. в него могут быть включены другие виды дохода.

Доходы рассматривают на разных уровнях, используя при этом три основных показателя:

1. Номинальный доход - общее количестводенежных поступлений отдельными лицами за определенный промежуток времени. К ним относятся:

ü Факторные доходы – от использования собственных факторов производства (заработная плата, рента, проценты, прибыль);

ü Выплаты и льготы – (трансфертные платежи);

ü Другие поступления – (проценты под вкладом в банке, дивиденды, страховые суммы, выигрыши), также эти доходы можно назвать начисленными (располагаемыми).

2. Располагаемый доход – разность междуноминальным доходом и обязательными платежами; т.е. это доход, который может быть израсходован на личное потребление и сбережение (чистый доход).

3. Реальный доход - товары и услуги, которые могут быть куплены на сумму располагаемого дохода, т.е. он отражает покупательскую способность денежного дохода (отоваренный доход).

Главными статьями доходов большинства населения является заработная плата и трансфертные платежи.

В разные периоды и в разных странах действуют различные принципы:

· Уравнительное распределение (эгалитарное) – когда все члены общества получают равные доходы или блага;

· Рыночное распределение – получение доходов в соответствии с хозяйственной полезностью и эффективностью своего фактора производства.

Иногда называется распределение по труду.

· Распределение по накопленному имуществу – получение дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству собственности;

· Привилегированное (элитарное) – оно характерно для не демократических обществ.

Однако, какая бы система распределения не существовала, в любом обществе неизбежна проблема неравенства дохода.

Неравенство доходов это объективная реальность, потому что рыночная система вознаграждает людей лишь по конечной эффективности их деятельности, а люди различаются между собой по трудолюбию, способностям, образованию, начальному капиталу.

Неравенство в обществе призвано смягчать государство, при помощи различных социальных программ, включающих индексацию доходов, пенсионное обеспечение, пособия и выплаты, страховая медицина, социальная реабилитация, социальная благотворительность.

Однако слишком активное вмешательство государства при перераспределении доходов приводит к снижению эффективности производства. Перераспределение осуществляется с помощью налогов и трансфертных платежей, однако растущие налоги, у состоятельных людей вызывают снижение интереса к хозяйственной деятельности, а у бедных ослабевает тяга к труду. Таким образом, существует противоречие между эффективностью производства и доходами.

Разрешая данное противоречие, каждое общество должно ответить, в чем оно видит социальную справедливость в равенстве доходов или в равенстве экономических возможностей для всех людей.

Таким образом, социальная политика государства очень тонкий инструмент макроэкономического регулирования, требующий осторожного и гибкого применения.

Для отражения степени неравенства доходов применяют два основных показателя:

· кривая распределения доходов Лоренца

· индекс Джини

Для построения кривой Лоренца на графике по вертикали откладывают процент дохода, которым обладает процент населения, отложенный по горизонтали. Чем больше разрыв между прямой линией и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства доходов в обществе. Подобный график позволяет проводить многосторонний анализ состояния распределения доходов в стране (до и после уплаты налогов, до и после выплаты трансфертов с другими странами).

1. Абсолютное равенство доходов

2. Кривая неравенства доходов

Индекс Джини изменяется от 0 (абсолютное равенство), до 1 (абсолютное неравенство).

1.Безработица: сущность, виды, последствия

2.Измерение и последствия безработицы

3.Государственная политика занятости

Безработица – превышение предложения рабочей силы над спросом.

Рабочая сила также называется экономически активным населением, которое включает две категории:

1. Занятые – лица в возрасте старше 16 лет (а также младших возрастов), которые в рассматриваемый период выполнения работу по найму за вознаграждение или без оплаты на семейном предприятии или временно отсутствовали на работе.

2. Безработные – лица 16 лет и старше, которые не имеют работы, занимаются поиском работы, готовые приступить к работе, обучаются по направлению служебной занятости.

Кроме того, существует экономически неактивное население – жители страны, которые не включаются в состав рабочей силы:

ü Учащиеся, студенты;

ü Пенсионеры;

ü Ведущие домашнее хозяйство;

ü Лица, которым нет необходимости работать (люди отчаявшиеся найти работу);

ü Инвалиды.

Виды безработицы:

I. Циклически – вызванная спадами производства;

II. Фрикционный – охватывает тех, кто оказывает между работами (связанно со сменой места работы или профессии);

III. Структурный – связано с изменением структуры народного хозяйства, изменением технологий;

IV. Частичный – занятость на неполное рабочее время;

V. Скрытая безработица – формальная занятость.

Измерение безработицы:

Ø Уровень безработицы – отношение числа безработных к общей численности экономической активности;

Ø Естественный уровень безработицы – минимально возможный уровень – сумма уровней структурный и фрикционный;

Ø Полная занятость – показатель, при котором безработица не превышает своего естественного уровня (5 – 6 %).

Последствия безработицы:

ü Потери части ВНП. Согласно закону А. Оукена каждый процент превышения естественного уровня безработицы вызывает уменьшение годового объема ВНП на 2,5 %;

ü Снижение жизненного уровня;

ü Рост налогов;

ü Сокращение совокупного спроса;

ü Рост социально политической напряженности.

Государственная политика занятости:

q Регулирование занятости;

q Организация бирж труда;

q Формирование фондов страхования по безработице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: