Уровень методики и техники исследования
Уровень общенаучных принципов и форм исследования
Логическая организация и формализация специально-научного содержания. Направлены на выделение общих черт процесса научного познания в его развитых формах. Через них преломляются философско-методологические принципы.
• содержательные общенаучные концепции типа концепции ноосфеРы В.И. Вернадского
• универсальные концептуальные системы: общая теория систем Л. фон Берталанфи
• собственно методологические или логико-методологические концепции. структурализм в языкознании и этнографии, структурно-функциональный анализ в социологии, системный анализ, логический анализ и др.
Уровень конкретно-научной методологии
Применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания.
Описание способов, конкретных приемов получения релевантной информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей. Призван обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению и интерпретации на уровне частнонаучных теорий.
Дифференциация уровней нужна, чтобы избежать
- переоценки общности знаний низких уровней
- непосредственного переноса закономерностей с верхний уровней без преломления в частные области знания
Кроме уровней, есть еще объединение в методологические подходы. Их надо применять рефлексивно.
Дескриптивная методология — рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам
- функция катализации, стимулирования познания, проблематизация, формирование творческой личности ученого
- интеграция научного знания, разработка общенаучных средств и формпознания - общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания.
- Стратегия развития науки, оценка перспективности направлений.
- Мировоззренческая интерпретация результатов
Нормативная методология — рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. Дает определенные средства для решения уже поставленных задач (интеллектуальная техника научной деятельности), улучшает организационную сторону исследований.
Познавательная ситуация включает в себя:
- познавательную трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами)
- предмет исследования
- требования к продукту
- средства организации и реализации научного исследования
Предмет исследования включает в себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения.
Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, для кот. выявлены устойчивые и необходимые связи между отд. ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций. Процесс построения объекта невозможен без появления особой познавательной задачи, научной проблемы.
Средства исследования – фундаментальные понятия науки, с пом. которых расчленяется объект иссл. и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.
Понятию предмета иссл. противопоставляется не объект (т.к. один и тот же объект может входить в несколько в предмет нескольких наук), а эмпирическая область – совокупность научных фактов и описаний, из них вытекает объект иссл-я.
Любая успешная реализация метод. принципа это вклад в конкретную науку и методологию!