Оценка использования ресурсов организации

Таблица 6.1.

Наименование ресурса Продуктивность Эффективность
Здания Kоэффициент использования Анализ на соответствие природы ресурсов и характера выполняемых работ
Машины и оборудование Kоэффициент использования, интенсивность потока Анализ на соответствие природы ресурсов и характера выполняемых работ
Финансовые Прибыльность использования собственных оборотных средств Структура капитала
Материалы Объем производства (выход продукции) Соответствие материала технологическим стандартам и стандартам качества
Продукция Спрос на рынке Соответствие товара нуждам рынка
Маркетинг и распределение Объем продаж, доля рынка Выбор каналов распределения и методов продвижения товара
Человеческие ресурсы Производительность труда, сравнительный размер подразделений Соответствие должности, дублирование функций
Нематериальные активы Имидж, рыночная информация «ноу-хау»

Контрольные вопросы к теме №6

1. Какие факторы определяют конкурентоспособность организации?

2. Охарактеризуйте уровни конкуренции.

3. Приведите примеры конкурентоспособности коммерческой организации, обусловленные следующими факторами: барьеры входа на рынок (инвестиционные, лицензионные, ноу-хау); ценовая власть потребителей; ценовая власть поставщиков; угроза заменителей услуг и товаров.

4. Конкурентное преимущество - сущность, структура и содержание.

5. Назовите источникиполучения конкурентных преимуществ.

6. Какие показатели деятельности организации используются для оценки уровня конкурентоспособности организации?

7. Что представляет собой конкурентоспособность фирмы?

8. Дайте определение подхода Портера к определению природы конкуренции.

9. Различаются ли понятия «продуктивность» и «эффективность» при оценке использования ресурсов организации?

10. Какие пять сил по М.Портеру воздействуют на конкурентную ситуацию организации?

Тема 7. Цели организации

Целеполагание как свойство человеческой деятельности

Целеполагание – как вид деятельности связан с постановкой цели развития объекта и программы ее достижения. Содержанием основополагающей общей функции управления «целеполагание» являются работы, которые должны выполнить субъекты управления. Целеполагание как функция управления определяет содержание всех остальных функций управления организацией, является их объединяющим стержнем и реализуется во всех сферах социального управления. Целеполагание лежит в основе системного подхода.

В основе целеполагания - познание объективных закономерностей развития общества. Эти закономерности - источник целей, вырабатываемых людьми, и чем точнее цели отражают требования закономерностей происходящих в обществе процессов и тенденций их изменения, тем эффективнее человеческая деятельность.

Процесс целеполагания рассматривается, прежде всего, как деятельность по выявлению и анализу потребностей управляемого объекта в продукции, услугах, образовательном, интеллектуальном или информационном продукте с учетом реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

В целеполагании всегда возникает задача - свести множество возникающих целей до минимума, из минимума выбрать главную приоритетную, исключить из веера целей те из них, которые выступают как средство достижения других целей, а также те, которые не влияют на выбор альтернатив. Цели неразрывно связаны со средствами. Для достижения цели необходимо выбирать средства, согласующиеся с интересами людей, для которых поставлена цель и которые добиваются ее достижения.

Цель и средства меняются местами: достигнутая цель становится средством достижения другой цели.

После того как цель поставлена, возможности и ресурсы системы переоцениваются теперь уже с позиций цели. Учитываются и мобилизуются те из них, которые в наибольшей степени способствуют ее достижению.

Целеполагание - сложный процесс, включающий не только образование целей, но и их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование. Завершающее звено целеполагания - программирование деятельности по достижению сформулированных целей.

Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур формирования «древа целей».

Целеполагание является в управлении основным средством воздействия и реализации системного подхода. Каждая социальная подсистема обладает собственной целью, но носит подчиненный характер относительно главной генеральной цели всего общества.

Сущность целей. Требования, предъявляемые к целям

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, который намечается получить в пределах некоторого интервала времени в процессе деятельности любой организации. Цели отражают потребности, интересы, стремления, проблемы, обусловленные совокупностью условий жизни человека, коллектива, предприятия, общества.

Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Цели – это эталоны, критерии.

Процесс осознания и формулирования цели организованной системы называется целеполаганием. Установление цели системы – исходный пункт процесса управления.

Цели в управленческой деятельности выполняют уникальную роль, которая проявляется в следующем:

· цели являются системообразующим элементом, отражая философию организации, концепцию его деятельности и развития;

· цели акцентируют внимание руководства и всего персонала на самых значимых и существенных факторах уменьшают неопределенность текущей деятельности;

· цели объединяют всех членов организации, являются едиными установками деятельности, развивая энтузиазм работающих;

· выступают своеобразными критериями эффективности функционирования предприятия, по степени достижения которых производится оценка результатов работы предприятия.

Первым шагом в планировании является разработка целей и задач, соответствующих общим целям и результатам, которые во всех планах и работах должны быть указаны. Постановка общих целей – это функция высшего уровня менеджмента. Менеджеры всех уровней должны быть информированы об основных целях предприятия, организации на предстоящий период деятельности.

Цель и задачи организации. Цель организации лежит за пределами самой организации. Цель должна находиться в общественном окружении, потому что организация есть орган общества. Решающее значение для организации имеет то, что считает ценностью для себя и приобретает покупатель. Покупатель, т.о., есть фундамент организации, дает ему работу и поддерживает его существование. Чтобы удовлетворить желания и нужды потребителя, общество доверяет ресурсы деловой организации.

Понятие «задача» отличается от понятия «цель». Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Цели и задачи могут быть заданы количественно и качественно в виде, например, характера выполняемой деятельности, планируемого объема работ, уровня регулярности и безопасности работ и др.

Отличие между целями и задачами является условным: целями обычно рассматриваются задачи более высокого уровня, они часто формулируются качественно.

Задачи также содержат ограничения, т.е. перечисление действий, от которых необходимо воздержаться. Кроме того, по сравнению с целями задачи являются в большей степени индивидуализированными и персонифицированными, включают элементы, позволяющие им быть привлекательными для исполнителей.

Взаимосвязь целей и задач. Исходя из поставленной цели, вырабатываются конкретные задачи для исполнителей. В ходе постановки конкретных задач указывается: что, кто, когда и как должен выполнять. Задача всегда конкретнее цели, из которой она вытекает.

Функции целей:

1. Отражают общую идею создания, предназначения и развития предприятия; определяют направления хозяйственной и иной деятельности.

2. Показывают обществу необходимость и законность работы предприятия.

3. Являются исходной точкой планирования и выработки решений; предопределяют характер действий.

4. Позволяют определить результат деятельности.

5. Определяют структуру предприятия; показывают значение подразделений, служб, отделов.

6. Определяют организационные отношения, мотивацию и контроль.

7. Концентрируют силы и средства на определенных направлениях.

8. Уменьшают неопределенность текущей деятельности.

9. Сплачивают персонал предприятия.

10. Создают критерии оценки результатов деятельности, морального и материального поощрения.

Направленность целей:

· величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.д.;

· положение на рынке – доля рынка, объем продаж, ценообразование и т.д.;

· производительность, материалоемкость, фондоемкость, фондоотдача и т.д.;

· финансовые ресурсы – оборотный капитал, движение денег, кредит и т.д.;

· разработка, производство продукта (услуги), обновление технологии и т.д.;

· изменения в организации и управлении фирмой;

· работа с кадрами, с поставщиками, с покупателями и т.д.;

· оказание помощи обществу, благотворительность.

Требования, предъявляемые к целям. Цели предприятия обязаны совершенно четко определять будущую позицию данного предприятия и относиться к таким аспектам, как:

· обеспечение получения высокой прибыли, поддержание рентабельности предприятия, обеспечение финансовой ликвидности, обеспечение безопасности труда и развития коллектива предприятия;

· отражение конкретных сфер деятельности предприятия. В этом случае цели предприятия должны быть сформулированы таким образом, чтобы они допускали измеримость, и должны относиться к достаточно длительному промежутку времени (например, «увеличить объем продаж продукта Х в течение 2-х лет»). После того как цели определены, производится их дальнейшая детализация, которая в конечном итоге ведет к формулированию задач, планов и бюджетов для отдельных организационных подразделений данного предприятия.

К целям организации предъявляют следующие требования:

1. Конкретность и измеримость, т.е. цели должны быть качественно и количественно определенными (например, снизить текучесть кадров на 10% в год).

2. Реальность и достижимость, т.е. устанавливаются так, чтобы не превышали возможности организации и были достижимыми в данных условиях.

3. Гибкость, т.е. способность к трансформации в связи с меняющимися обстоятельствами.

4. Проверяемость – позволяет контролировать их достижение.

5. Прозрачность и однозначность - цели, способ их достижения и принципы управления по целям должны быть известны каждому исполнителю м партнерам по бизнесу, сформулированы письменно и утверждены высшим руководителем.

6. Ориентированными во времени - в первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных. Например, долгосрочная цель в отношении производительности может формулироваться так: «увеличить общую производительность на 25% за 5 лет». В соответствии с этим руководство установит среднесрочные цели повышения производительности в 10% за 2 года.

7. Стимулировать активные действия по их достижению, т.е. должны быть связаны с вознаграждением.

8. Взаимно поддерживающими – действия и решения, необходимые для достижения одной цели не должны мешать достижению других целей. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.

Если не соблюдается это требование, цели могут конфликтовать.

Различают внешний, внутренний и временной конфликты целей.

Внешний конфликт – столкновение интересов продавца и покупателя (например, при установлении размеров партии поставок, цен и количества выпускаемых типоразмеров продукции.)

Внутренний конфликт – столкновение интересов подразделений (например, противоречие повышения загрузки оборудования и повышения его надежности; или сокращение оборотных фондов и сокращение производственного цикла)

Временной конфликт – столкновение интересов текущего и перспективного периодов.

9. Детализированы по всем структурным подразделениям. К ак правило, эти области одни и те же для всех организаций (производство, маркетинг, финансы, инновации, персонал, менеджмент). Цели же в этих областях зависят от конкретной стратегии.

10.. Операциональность целей -Цели должны преобразоваться в конкретные задачи, рабочие задания. Они должны быть пригодными в качестве базиса и мотивации для исполнения.

11. Нацеленность на концентрацию ресурсов и усилий. Среди многочисленных целей необходимо выбирать фундаментальные с тем, чтобы сосредоточить для их выполнения имеющиеся ресурсы.

12. Множественность целей. Организации призваны решать большое количество проблем. Следовательно, целью может быть не только получение прибыли, но и накопление средств, необходимых для продолжения деятельности организации, предоставление возможности сотрудникам реализовать себя, достижение передовых позиций на рынке.

Изменение целей организации может происходить под влиянием масштабов производства, факторов внешней среды, развития техники и технологии, новых лидеров.

Цели задаются с учетом: объема работ, сроков, ресурсов и резервов, возможностей кадров.

Эффективность достижения целей может быть:

· потенциальной – если она определена еще до начала самой деятельности;

· реальной – зависит от степени достижения самих целей, т.е. от полученных на практике результатов.

Это достижение такой ступени эффективности, когда члены организации отождествляют цели организации с собственными как с профессиональной, так и с моральной точки зрения возможно при управлении по целям.

Эффективность функционирования системы – это численная характеристика степени достижения цели, решения поставленных задач. Она измеряется с помощью одного или нескольких показателей. Показатели, которые используются для принятия каких-либо решений, формирования выводов называются критериальными (целевыми) функциями или критериями.

Классификация целей

Иерархия целей. Цели имеют иерархию. Прежде чем говорить о целях предприятия, следует остановиться на целях государства.

Наиболее общими государственными целями являются:

1. высокая степень занятости граждан;

2. постоянный рост экономики;

3. стабильность цен;

4. внешнеэкономическое равновесие;

5. охрана окружающей среды.

Предприятие можно и следует рассматривать как средство достижения общегосударственных целей. Предприятие позволяет людям выполнить коллективно то, что они не могли бы выполнить индивидуально. Задача руководителя состоит в том, чтобы сделать достижение целей своего предприятия личным делом каждого работающего.

Прибыль – это не цель, а средство достижения цели, показатель успешности деятельности предприятия и каждое предприятие должно иметь цели, отличные от прибыли – цели, которые оправдывают его существование.

В любой достаточно крупной организации складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня (стратегических и тактических) в цели более низкого уровня (тактические и оперативные). Такая иерархия играет очень важную роль, так как во многом она определяет структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений и конкретных людей на достижение стратегических целей, для достижения которых вырабатываются стратегии, т.е. способы достижения целей. В результате такой иерархии выстраивается дерево целей, представляющее собой своеобразную модель их графического представления (рис.7.1.). Дерево целей является наиболее распространенным и известным способом представления целей предприятия, но не единственным. Это могут быть также, например, списки целей или другие модели, например сетевые графики, конкретные планы и программы действий.

      Цель предприятия – производство продукции, получение некоторого объема прибыли      
               
1. Маркетинг – увеличить объемы продаж выпускаемой продукции   2. Производство – увеличить производство наиболее продаваемых видов продукции   3. Инновации – увеличить удельный вес новой продукции   4. Финансы – сохранить на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов   5. Персонал – повышение уровня удовлетворенности персонала и заинтересованности в более производительном труде
                 
1.1 1.2 1.3   2.1 2.2 2.3   3.1 3.2 3.3   4.1 4.2 4.3   5.1 5.2 5.3
                                         

Рис.7.1. Дерево целей промышленного предприятия

Система целей организации – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных общих и специфических целей (т.е. подразделяются на общие и специфические цели).

Общие (глобальные цели – отражают концепцию развития организации в целом и важнейшие направления ее деятельности.Общие цели включают в себя деятельность по совершенствованию производства и распределению продукции или реализации услуг, улучшению качества продукции. Такие цели становятся ориентиром при выполнении работ и определении, формулировании конкретных, специальных целей для всех подразделений, входящих в общую структуру организации, корпорации.

Глобальные целиобщие цели организации, являются фундаментом, миссией компании и ее глобальной стратегией. Глобальная цель представляет собой фундамент, позволяющий установить ключевые цели для подсистем управления компании: маркетинг, производство, персонал, технология и оборудование; производство, НИОКР, финансы, менеджмент.

Глобальные целидолговременные цели, подчиненные миссии предприятия. Глобальные цели предприятия определяют действия предприятия как единого целого и могут формулироваться либо достаточно обобщенно (например, в течение 3-х лет стать лидером на местном рынке, повысить качество изделий), либо содержат более детальную характеристику (например, удвоить прибыль в течение года).

Это долговременные цели и включают в себя:

· генеральную цель - миссию, в которой формулируется предназначение организации. Хорошо сформулированная миссия облегчает формулирование целей предприятия, которые должны представлять собой детализацию и уточнение миссии;

· общеорганизационные цели – раскрывают суть миссии - конкретизируют общеорганизационные цели для подразделений в среднесрочном и краткосрочном периоде; например: цели - финансовая устойчивость, увеличение выпуска продукции и др.Общеорганизационные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.

Специфические (локальные) цели:

· цели подразделений, конкретизирующие общие цели;

· цели подразделений и групп персонала, не соответствующие общим целям.

Локальные цели – это совокупность взаимодополняющих друг друга целей, реализация которых направлена на достижение глобальных целей. Например, такие цели, как повышение рентабельности, улучшение качества изделий, улучшение условий труда, рост курса акций предприятия обеспечивают рост объема производства и сбыта продукции.

Каждое подразделение должно иметь свои собственные цели. Цели филиалов или подразделений организации обычно называют вспомогательными целями, вторичными, или направляющими целями. Но как бы они ни назывались, вспомогательные цели должны быть внутри общей организационной структуры, имеющей общую или, точнее сказать, основную цель всей организации.

Системность целей предполагает их классификацию:

Все многообразие целей, которые организация преследует в своей деятельности, может быть типизировано по следующим критериям:

1. по степени важности (период установлении; время достижения):

· стратегические - ориентированы на решение перспективных проблем;

· тактические - промежуточные по отношению к стратегическим, например, проведение капитального ремонта;

· оперативные;

2. По содержанию:

· технологические - компьтеризация, внедрение гибких технологий;

· экономические - финансовая устойчивость предприятия, рост прибыльности работы;

· социальные - создание благоприятных условий труда, налаживание отношений социального партнерства и.д.;

· научно-технические цели - например, доведение уровня качества выпускаемой продукции по уровня мировых стандартов;

· политические.

3. По среде воздействия: внутренние; внешние.

4. По приоритетности: особо приоритетные, приоритетные, прочие.

5. По измеримости: количественные, качественные.

6. По иерархии: цели организации, структурных подразделений.

7. По роли в жизни организации:

· необходимые цели – достижение существенно влияет на положение организации, подразделений, работников;

· желаемые цели – достижение улучшает существующее положение;

· возможные цели – достижение в данный момент принципиально ничего не меняет, но имеет значение для будущего развития.

8. По степени повторяемости: постоянные, разовые.

9. По стадии жизненного цикла: проектирование и создание объекта, рост, зрелость, завершение.

Долгосрочные цели компании «Дженерал Электрик» – стать самой конкурентоспособной компанией в мире и занимать первые и вторые места во всех сферах бизнеса, где работает компания.
Стратегические цели компании «Найк» – Утвердить и усилить позиции компании как производителя спортивных принадлежностей №1 в Америке, уделяя особое внимание основным видам спорта (идет перечень видов спорта).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: