- Содержание производственной программы
- Стоимостные показатели производственной программы
Содержание производственной программы
Производственная программа - это система плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения платежеспособного спроса.
Основными источниками для разработки производственной программы являются: госзаказ, портфель заказов, нормативные и отчетные данные о запасах продукции на складах предприятия, оптовые цены и себестоимость изделия, подлежащих реализации.
Новым подходом формированию производственной программы является маркетинговый подход. Основной отдел – планово-экономический отдел.
Для выявления потребности в продукции предприятие изучает перспективы развития потребителей, конкурентов смежных отраслей, внутриотраслевое потребление, направление технического прогресса. Проводятся опросы потребителей, бюджетное обследование семей, опросы продавцов, анкетирование и т.д.
|
|
Производственная программа включает следующие показатели:
- Количество продукции в натуральном выражении на год, то числе с разбивкой по кварталам
- Оптовая цена за единицу продукции
- Отпускная цена единицы продукции
- Сумма выпуска продукции в оптовых ценах на год, с разбивкой по кварталам
- Сумма выпуска продукции в отпускных ценах
При формировании стратегической производственной программы используют матрицу БКГ.
Стоимостные показатели производственной программы
По степени готовности и месту изготовления в составе промышленной продукции выделяют 4 элемента:
- Готовая продукция (ГП)
- Полуфабрикаты (ПФ) – полупродукт технологическая обработка закончена в одном цехе, но которая требует доработки в другом цехе.
- Незавершенное производство (НЗП) – продукция, производство которой в цехах предприятий еще не закончено и она подлежит дальнейшей обработки.
НЗПплк.г = Qпл1 день * Tц * Cплед * Кн.з
Qпл1 день - план выпуска продукции за 1 день в штуках
Tц - длительность производственного цикла в днях
Cплед - плановая себестоимость единицы продукции в рублях
Кн.з – коэффициент нарастания затрат в НЗП
Кн.з = (Ум +1)/2 = Снзп/Сп
Ум – удельный вес материальных затрат в плановой себестоимости продукции
Снзп - средняя себестоимость одного изделия в НЗП
Сп – полная плановая себестоимость одного изделия
НЗПк.гj = Nзj * Цj * Кг j
Nзj - число j изделии, одновременно запускаемых в производство в штуках
Цj - сопоставимая торговая цена j изделия
Кг j -коэффициент технической готовности j изделия на конец планового периода.
- Работы промышленного характера (РПХ) – это работы, в процессе которых не создаются новые потребительные стоимости, но увеличивается стоимость уже созданной продукции. К ним относятся работы по модернизации или реконструкции собственного оборудования, ремонтные работы.
К основным стоимостным показателям производственной программы относятся Валовой оборот (ВО), валовая продукция (ВП), товарная продукция (ТП), реализованная продукция (РП), отгруженная (ОП), чистая продукция (ЧП).
|
|
30.04
Валовой оборот учитывает валовую продукцию предприятия и объем услуг своему производству. Он характеризует количество общей продукции всех цехов предприятия
А = ГП + РПХ
ГП – готовая продукция
В = ПФ
НП2 – НП1 - объем НЗП на конец планового периода
ВО = А + В + (НП2 – НП1)
Валовая продукция (ВП) характеризует объем производства законченных и незаконченных изделий и работ, предназначенных для реализации:
ВП = А + В - В1 + (НП2 – НП1)
В1 – внутри заводской оборот или стоимость той части готовой продукции и полуфабрикатов, которая используется предприятием на собственные промышленно-производственные нужды.
Товарная продукция - объем планируемой продукции, предназначенной для реализации на сторону, а также работы промышленного характера на сторону.
ТП = ВП – (НП2 – НП1) – (в2- в1)
в2, в1 - запасы полуфабрикатов на конец и начало планового периода.
Реализованная продукция – отгруженная и оплаченная потребителем продукция.
РП = ТП – (О2- O1)
О2, O1 – остатки продукции на складе, остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на конец и начало периода.
Отгруженная продукция – это стоимость продукции собственного производства, переданной потребителем, независимо от того, поступили ли деньги на счет производителя, или нет.
Чистая продукция характеризует величины вновь созданной стоимости в оптовых ценах за вычетом материальных затрат.
ЧП = ВП(или ТП) – МЗ – А