Тема 11. Учет продажи и финансовых результатов
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как осуществляется синтетический учет затрат и выхода продукции в растениеводстве?
2. Как ведется аналитический учет в растениеводстве?
3. Как оценивается побочная продукция растениеводства?
4. Как калькулируется продукция зерновых культур?
5. Как рассчитывается себестоимость картофеля, овощей открытого грунта и продукции бахчевых культур?
6. Как калькулируется продукция технических культур?
1. Учет процесса продажи (реализации) готовой продукции
2. Учет прочих доходов и расходов
3. Учет финансовых результатов
Отправку продукции для продажи оформляют первичными документами, которые служат основанием для списания продукции с материально ответственных лиц и предъявления счетов для оплаты покупателям. Каждая партия отправленной продукции растениеводства, животноводства, промышленных производств оформляется разными товарно-транспортными накладными в зависимости от вида продукции.
|
|
При продаже сельскохозяйственной продукции за наличный расчет оформляют акт о приемке продукции для реализации, отчет о реализации (продаже) продукции, отчет о продаже сельскохозяйственной продукции.
При отпуске продукции на общественное питание используют накладные внутрихозяйственного назначения и лимитно-заборные ведомости.
Кроме реализации продукции сельскохозяйственные организации выполняют работы и оказывают услуги разным организациям, сторонним лицам и своим работникам: перерабатывают давальческое сырье, перевозят грузы, обрабатывают приусадебные участки, оказывают услуги основных и вспомогательных производств и др. Выполненные работы и оказанные услуги принимаются покупателями и заказчиками по актам приемки-передачи выполненных работ и оказанных услуг.
Для учета процесса продажи готовой продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг и прочих активов в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены синтетические счета: 90 «Продажи», 44 «Расходы на продажу».
Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей готовой продукции (работ, услуг) и товаров: на тару, упаковку, доставку продукции на железнодорожные станции, погрузку, комиссионные сборы, расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи; рекламные расходы и др.
Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, и определения по ним финансового результата. По дебету этого счета учитывают полную (коммерческую) себестоимость проданной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг и других активов.
|
|
В сельскохозяйственных организациях по дебету счета 90 «Продажи» в течение года отражают плановую себестоимость продукции (работ, услуг). По итогам года определяется разница между фактической и плановой производственной себестоимостью, и суммы разниц списываются в дебет счета 90 в корреспонденции со счетами 43, 40, 23.
По кредиту счета 90 «Продажи» отражают признанные в бухгалтерском учете суммы выручки от продажи продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Ежемесячно сопоставлением дебетового и кредитового оборота по всем субсчетам счета 90 определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (ежеквартально) заключительными оборотами списывается с субсчета 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». По окончании отчетного года все субсчета, открываемые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90/9), закрываются внутренними записями на субсчет 90/9.